Три России в Венеции (“La Stampa”, Италия)

Сто лет искусства, от царя до Сталина, от Брежнева до Путина. Этому посвящена большая выставка “России” (www.russie.it ) в венецианском университете КаФоскари; ее подзаголовок: “Память/Мистификация/Фантазия” – уже говорит о тех темах, которые будут проанализированы на выставке. По словам Витторио Страда (крупнейший итальянский историк русской литературы – прим. пер.), которые приведены в ее каталоге, существует “Три России”: имперская, евразийская и царская Россия; советская социалистическая, в которой даже имя России не упоминалось; и Россия современная, возникшая после краха Берлинской стены и горбачёвской перестройки, с приходом к власти путинских олигархов. Преподаватели различных отделений университета Ка’Фоскари, от славистики до истории искуссств и информатики, перечитывают книгу об эволюции эстетики за последние сто лет.

Поток изображений (от афиш до картин, от графики до видео) перетекает от символизма “Мира искусства” в “Прогулке в парке” (1904) Александра Бенуа к ностальгическому “Клином красным бей белых! ” (2005) двадцатипятилетней Дарьи Фурсей. На ней юная пионерка в красном галстуке стоит спиной к зрителю и рассматривает знаменитый шедевр Эль Лисицкого. Рядом – работа тридцатилетнего Сергея Бугаева, тщательно переписавшего в 1999 году ту же самую картину Лисицкого, оставляя чёрное чёрным, но меняя местами красный и белый цвета и изменяя название на “Клином белым бей красных”. В той же секции выставлены фотографии из серии “Сказки потерянного времени”, сделанные в 2001 году Сергеем Борисовым. Здесь главный герой – перформер Владимир Мамышев, известный в Ленинграде как “Мэрилин Монро”: Мамышев-Монро показывает смерть Распутина, Шаляпина, Есенина, Айседоры Дункан и звезды немого кино Веры Холодной.

“Где?” – произведение Ахмеда Китаева, датированное 1990 годом, – эмблема второй части выставки, посвящённой пост-сталинизму. То же изоражение мы находим на плакатах и на обложке каталога. Автор умер в Москве в 1996 году в возрасте семидесяти одного года. Он был татарским соцреалистом; художник представляет своего рода бегство из социалистического города (уже “американизированного”): мы видим гитариста, за которым следует лохматый хиппи и вызывающе гомосексуальная  женская парочка. Все эти произведения принадлежат коллекции Альберто Сандретти. В конце 50-х годов Сандретти учился на философском факультете МГУ и начал собирать произведения искусства и документы, чем продолжает заниматься и по сей день, благодаря прямым контактам с художниками “Андерграунда”, а потом с московскими и петербургскими неоавангардистами.

Из его же коллекции и необыкновенные плакаты и картины, составляющие ядро первых разделов выставки, посвящённых реализованной утопии – сакрализации Ленина и Сталина – и архитектурной утопии – гигантскому Дворцу Советов Иофана. Здесь мы находим политические плакаты с добродушными лицами лидеров, способных справиться с любой ситуацией, а также интересную рекламу советского шампанского, похожую на западные образцы рекламы; это работа Николая Матьянова 1952 года. Имеются также акварели Лапшина 1952-53 годов, посвящённые станциям московского метрополитена, и необычная “Башня перестройки” – модель молдавского архитектора Аввакумова 1990 года. Более сложный случай с коллекцией Альберто Морганте, в которой имеется советский авангард, а главное – авторы, не принимавшие советский реализм 60-х и 70-х годов. Заслуга в создании этой коллекции принадлежит Франко Миеле (он умер в 1984 г.), художнику-реалисту и критику социал-демократических взглядов, профессору Римской академии, часто посещавшему Москву начиная с 1965 года. Миеле был автором спорной выставки “Преданный авангард. Русское искусство в XIX и XX  веках” и организатором “Биеннале Инакомыслия”, состоявшейся в 1977 году в Венеции, где он дал слово новому неофициальному советскому искусству. На нынешней выставке та Биеннале частично реконструирована: это 11 холстов, коллажей и две бронзовые скульмптуры экпрессиониста-сюрреалиста Эрнста Неизвестного.

Перевод читателя”Голоса России” Наталии Самусенко

Источник: Голос России

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *