Этой знаменательной дате посвящена выставка «Рериховский век», которая открылась в Санкт-Петербурге и представляет художественную и научную деятельность выдающегося русского художника, философа и просветителя Николая Рериха. Около двух тысяч экспонатов из 70 музеев России и мира прибыли на берега Невы.
«Исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и покровительством воюющих сторон, так же как и сотрудники вышеназванных учреждений», гласит первая статья Пакта Рериха.
Этот первый международный договор о защите культурного наследия был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне представителями 21 государства, но Советского Союза в их числе не было. В стране, где в то время разрушались церкви, подобные инициативы были ни к чему, а имя ее автора — известного художника-символиста Николая Рериха, если и не было запрещено, то сознательно умалчивалось.
В то время художник постоянно жил в Индии — в гималайской долине Кулу, и его связи с родиной с каждым годом ослабевали.
«Николай Рерих «вернулся» в СССР в начале 1960-х годов, уже после своей смерти — в образе непревзойденного «мастера гор» и «восточного мудреца», — рассказал «Голосу России» директор петербургского Музея-Института семьи Рерихов Алексей Бондаренко. — К тому времени Советский Союз уже присоединился к Договору.
«Пакт уникален по своей природе. Он стал одним из трех базовых документов Универсальной Гаагской конвенции 1954 года», — говорит Алексей Бондаренко.
Вместе с Пактом Николай Рерих предложил и специальный флаг — «Знамя Мира», который должен был водружаться на объекты, подлежащие охране. Белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кругами, по мысли художника, символизировало прошлое, настоящее и будущее, замкнутые воедино кольцом вечности. Именно этот символ изображен на картине «Мадонна Защитница» (Sancta Protectrix), открывающей петербургскую выставку «Рериховский век». Святая Мадонна покрывает своим плащом город, к которому приближается гроза войны.
Идея о необходимости охраны памятников культуры возникла у Николая Рериха еще в конце XIX века во время первой археологической экспедиции по древнерусским городам.
«Минувшим летом мне довелось увидать много настоящей русской старины и мало любви вокруг нее», писал художник в 1903 году.
Он создал серию архитектурных этюдов — около 90 произведений, запечатлев старинные здания и храмы, многие из которых впоследствии были разрушены и остались только на его полотнах. Потом на картинах Рериха стали появляться герои скандинавского эпоса, древние капища Мексики. Языческие обряды славян возродились в оформлении балета Игоря Стравинского «Весна священная». Кстати, в этом новаторском произведении Рерих выступил не только как художник, но и как «генератор» самой идеи балета и автор либретто.
На выставке представлены не только подлинники, часть экспонатов — это современные реконструкции. Так, например, интерактивная инсталляция «Витражи счастья» из восьми композиций и нескольких буддийских вращающихся барабанов. Витражи реконструированы по эскизам Николая Рериха, выполненным для Буддийского Храма в Санкт-Петербурге, пояснил директор петербургского Музея-Института семьи Рерихов Алексей Бондаренко
«Все это направления, которыми занимался Рерих в поисках единого корня общечеловеческой культуры. Нам представляется, что для понимания духовных поисков, эволюции Рериха очень важны его иконописные работы. Сейчас много говорят о так называемом Пермском иконостасе, выполненном для церкви Казанской Божьей Матери по заказу одного крупного уральского купца. Целиком иконостас не собирался с тех пор, как эти вещи попали в музеи. Большая часть иконостаса хранилась в Пермской картинной галерее, одна икона — в Екатеринбурге. И еще, мы должны помнить, что Рерих — это русский художник, деятель культуры Серебряного века и только в этом качестве он может быть по-настоящему понят», — считает Бондаренко.
Очевидно, что Пакт Рериха опередил свое время. После общественного одобрения своей идеи художник писал: «Для нас Знамя Мира является вовсе не только нужным во время войны, но может быть еще более нужным каждодневно, когда без грома пушек часто совершаются непоправимые ошибки против культуры».
Но Гаагская конвенция 1954 года, основанная на Пакте Рериха, угрозы для культуры в мирное время не фиксирует. Возможно, через несколько лет после окончания кровопролитной Второй мировой войны, это действительно казалось не нужным, но сегодня стоит вспомнить еще одно прозорливое высказывание Николая Рериха: «Одно охранение ценностей Культуры пробудит многие заснувшие пути творчества, и целые государства опять вспомнят, в чем их непоколебимость и непобедимое достоинство и ценность».
Источник: Голос России
Комментарии