Голос России: В Москву прибывает «группа мудрецов НАТО» во главе с Мадлен Олбрайт. Как известно, им поручено разработать новую стратегическую концепцию альянса. Зачем для этого нужен визит в российскую столицу? Хочется думать, для того, чтобы после встреч в МИДе и Совбезе с российскими специалистами в области безопасности каким-то образом учесть в документе интересы нашей страны. Но возможно ли такое в принципе? На этот вопрос специально для «Голоса России» ответила директор Центра европейской безопасности Татьяна Пархалина.
«Для меня этот вопрос пока остается открытым. Я задавала его натовским партнерам: «До какой степени вы будете учитывать интересы России в сфере безопасности? Ведь они (наши интересы) подчас противоречат тем постулатам, которые вы закладываете в концепцию». Вопрос, повторяю, открытый. Я не думаю, что Россия может категорически влиять на формирование нового документа. Другое дело, что крайне важно сформулировать свои озабоченности в сфере безопасности. Возможно, «мудрецы» и примут их во внимание. А что для нас сегодня главное? Конечно, не допустить расширения НАТО на постсоветском пространстве. И как тут быть, скажите, с провозглашенным альянсом принципом «открытых дверей»? Выходит, ситуация неразрешимая? Почти… Но на то они и «мудрецы», чтобы уметь совместить несовместимое. К примеру, почему бы не нацелить стратегию приема в блок в первую очередь на балканские страны, а не на своих восточных соседей? Такое ведь вполне возможно.
Другая серьезная озабоченность России — выработка нового Договора о европейской безопасности, так сказать, институционализация российского предложения. Не сомневаюсь, что инициатива президента России станет предметом обсуждения в Москве.
Ну и, конечно, на повестке дня — борьба с международным терроризмом, с наркотрафиком, реальная помощь в контртеррористической операции США и НАТО в Афганистане. Я напомню, что наша страна предоставила свою территорию для транзита военных грузов нелетального характера. Здесь открывается широкое поле для совместной деятельности. Когда Генсек НАТО приезжал в Москву, он просил для операции в Афганистане российские вертолеты и комплектующие к ним, топливо, обслуживающий персонал. Между прочим, с 2005-го года на базе Института повышения квалификации МВД в подмосковном Домодедово ведется подготовка персонала по борьбе с наркоугрозой. За период с 2009-го по 2010-й год здесь будет подготовлено (по договоренности с западными партнерами) более трехсот специалистов.
— Насколько может стать типичным такое тесное сотрудничество в сфере безопасности между России и НАТО?
— Если сравнить новую стратегическую концепцию России (стратегию национальной безопасности) и документ, который был принят на Рижском саммите НАТО в 2006-м году, то видишь совпадение очень многих угроз. Не случайно на совете Россия-НАТО на уровне министров иностранных дел, наконец-то было принято предложение России о выработке совместной оценки существующих угроз. Это крайне важный первый шаг на пути к реальному объединению усилий для отражения возможных угроз. Причем, не только ядерных. В их числе — борьба с морским пиратством, неконтролируемой миграцией, изменением климата. Если быть до конца честными, то следует признать: Россию и Североатлантический альянс в изменившемся мире больше объединяет, чем разъединяет. Вместе можно многого достичь, надо лишь двигаться навстречу друг другу. Мне кажется, в НАТО сейчас понимают, насколько важна для них Россия. Поэтому и едет в Москву группа их «мудрецов». А русские гостю всегда рады. И из простой вежливости (раз уж гость приехал!) не заметят допущенного им некорректного высказывания в свой адрес…»
Комментарии