Голос России: Битва за Сталинград в годы Второй мировой войны вошла в историю как сражение, в котором принимало участие беспрецедентное количество людей и боевой техники. 2 февраля, 67 лет назад на берегах Волги решилась, как это не высокопарно звучит, судьба мира. Сталинградская битва, длившаяся 200 дней и ночей, завершилась победой Советской Армии над фашистскими захватчиками. Советские войска разгромили сразу пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. Командующего 6-й армии вермахта фельдмаршала Паулюса взяли в плен.
Не иначе как адом называли те страшные дни выжившие свидетели. С обеих сторон в битве участвовали свыше 2 миллионов человек, по 2 тысячи танков и самолетов, до 26 тысяч орудий. В день начала обороны Сталинграда, 17 июля 1942 года, было трудно предположить, на чьей стороне окажется победа. Слишком сильна была армия противника — в первые месяцы битвы она намного превосходила по численности Советские войска. Но защитники города готовы были стоять на смерть. «За Волгой для нас земли нет», — говорили солдаты.
Фашисты массированно бомбили Сталинград и превратили город в сплошные руины. Затем начались уличные бои, не менее тяжелые и мучительные. Советские солдаты и жители города защищали каждый дом, точнее то, что от них осталось. Бои шли и на земле и в воздухе, вспоминает Герой Советского Союза Петр Базанов. Тогда, в 1942-м он был ещё совсем юным 19-летним летчиком. Он до сих пор помнит свой первый вылет.
«Я сбил первый самолет 5 декабря, — говорит Петр Базанов. Это был транспортный Юнкерс. Я взлетел из дежурного звена и буквально только убрал шасси, как самолет оказался в прицеле, я дал очередь и взмыл в облака. И спустя мгновение увидел, как внизу горел самолет. Страшно сегодня все это вспоминать. Немцы рвались к Волге, одновременно в небе было по 300-400 самолётов. Но мы их не пускали и вели с ними бои в воздухе. Потери были страшные. Отдельные полки воевали 2-3 дня. И все себе говорили: «Мы победим!».
Волга стала естественной преградой на пути противника, но зимой она создала немало проблем и советским бойцам. Раненых защитников Сталинграда было неимоверно сложно переправлять в госпиталя, находившиеся на другом берегу. Река промерзала плохо, а посередине лед был настолько хрупким, что пройти по нему могли лишь юные девушки-санитарки. «Как нам потом удавалось еще тащить на себе через Волгу раненых мужчин, в два раза весом превосходившие нас, до сих пор понять не могу», рассказывает участница боев за Сталинград Мария Коваль:
«Вы знаете, было очень страшно, настолько было страшно, что передать не могу. Было так тяжело, что мы проклинали все на свете, и командование, и сами себя. Мы всю дорогу ревели. Один мой раненый был командиром танковой роты, и я его из танка вытаскивала, он так кричал, а я к нему поползла и вытащила, тянула долго одна. Где только силы брала, не знаю. А он ругался, все ругались, плакали, а я их всех успокаивала и всем обещала жареную луну с неба. Не знаю почему. И почти каждый начинал задумываться: как я это сделаю, и замолкал. Потом несколько раненых находили меня именно по этим словам».
Именно после победы Советской Армии под Сталинградом союзники приняли решение открыть второй фронт. И пусть ждать его пришлось еще год, уже сам факт принятия решения говорит о значении битвы.
В Париже после войны появилась площадь имени Сталинграда, а английский король Георг VI приказал выковать и передать гражданам города почетный меч в знак уважения к их стойкости.
За Мамаев курган в центре Сталинграда — сегодня Волгограда шли самые кровопролитные бои. А потом ему было суждено стать самой большой братской могилой в мире. Каждый год 2 февраля у монумента собираются те немногие, кому посчастливилось выжить в огне той битвы и дожить до наших дней. Они приходят туда, чтобы почтить память своих соратников, павших за Родину.
Комментарии