Новый уникальный летательный аппарат, разработанный уральскими учеными, значительно сократит расходы на реализацию мегапроекта «Урал промышленный — Урал Полярный» и другие крупные проекты освоения ресурсов России, а также ускорит их реализацию. Такое мнение высказал главный конструктор проекта «БАРС» (безаэродромный с аэростатической разгрузкой самолет) Александр Филимонов на пресс-конференции в Екатеринбурге в понедельник.
«БАРС» представляет собой гибрид самолета и дирижабля. Гелий закачивается в тороидальную жесткую оболочку, вертикальную тягу обеспечивает мощный двигатель внутри тора — «бублика», а крейсерскую скорость до 300 км в час — маршевые двигатели.
«Мы рассчитали параметры «БАРСа» грузоподъемностью 500 тонн, способного перевозить на подвеске целую буровую вышку с оборудованием, — сказал главный координатор программы, доктор технических наук Александр Лапкин. — Около 80% подъемной силы в нем обеспечивает гелий, остальное — за счет аэродинамики. Аппарату, в отличие от дирижаблей, не нужны мощные причальные мачты и огромные ангары, его полеты не зависят от ветра. Для «БАРСа» также не нужна никакая аэродромная инфраструктура, — расходы на нее у авиакомпаний доходят до 70% всех затрат».
По оценке авторов проекта, стоимость перевозки пассажиров и груза «БАРСом» в 8-10 раз ниже, чем самолетом, в 15-20 раз дешевле вертолета, в 6-8 раз ниже автомобильного, в 3-5 раз — железнодорожного, и в 1,5 раз — водного, сообщает ИТАР-ТАСС.
Летательный аппарат прошел все виды стендовых и летных испытаний и уже имеет имеет официальное разрешение на полеты. Однако, для проектирования и постройки пробной партии аппаратов грузоподъемностью от 20 до 500 тонн, по словам авторов проекта, требуются инвестиции в размере 1 млн долларов на одну тонну грузоподъемности, серийные аппараты будут обходиться примерно в 10 раз дешевле опытных.
«Надеемся на помощь государства в реализации этого проекта либо на частно-государственное партнерство. О намерении приобрести аппарат уже заявили главы ряда крупных российских компаний, к нему проявили интерес также во Франции», — отметил Лапкин.
Он добавил, что заинтересованность в поставках электронных компонентов для «гибрида» уже выразило екатеринбургское ФГУП «НПО Автоматики», оснащающее своей электроникой ракетоносители и стартовые комплексы «Союз-2».
Комментарии