ВЕСТИ: В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Гоголя. К торжествам готовятся и в Италии — там великий классик едва ли не в большем почете, чем в России. И в отличие от нашей страны, где так и нет полноценного музея Гоголя, нет полного академического собрания его сочинений, не восстановлена могила писателя, в Риме по гоголевским местам может провести любой итальянец.
Кому цветы, здесь скажет каждый итальянец. В 1838-42 годах в доме №126 жил и работал великий писатель – «синьор Никола Гогол». Вот уже два века это не только наша история и наша гордость, но мы не жадничаем, говорят члены Общественной палаты, открывая программу празднования юбилея писателя. Если б не Рим, не было б ни «Мертвых душ», ни «Тараса Бульбы». «Это такой римский феномен. Только здесь он мог писать так рельефно и правдиво. И получилось, что на все времена», — признает Кирилл Дыбский, главный редактор журнала «Итоги».
Каждое утро по Испанской лестнице синьор Никола спускался от своего дома на виа Систина и шел в кафе «Греко», в котором были написаны лучшие страницы «Мертвых душ», и где подавали отменный, но самый дешевый кофе в округе:
— Вот это место. Скорее всего, именно этот столик, но чуть ближе к картине.
Это, и правда, его любимый столик. В 40-х годах XIX века в кафе «Греко» собирались писатели, художники, актеры. Приходили прямо с собаками, безбожно курили, пили вино, и все это называлось «творческой атмосферой». Вот он, Гоголь, в центре, одетый на французский лад, с бумажными набросками в руке. Камерьер (официант) протягивает чашку кофе. Возможно, со сливками. Гоголь всегда и заказывал, но платить отказывался — жаловался, что не такие жирные, как на Украине. «Он всегда пил очень крепкий кофе. Ароматный, черный, мы привозили зерна из-за границы. Иногда Гоголь заказывал пасту, и часто одновременно ел и писал», — рассказывает историк Витторио Мария де Бонис.
Пять тысяч рублей для долгого пребывания за границей Гоголь получил из царской казны, по велению Николая I. Это была любовь с первого взгляда: когда писатель взъезжал в Рим, попросил задернуть шторы в карете, чтобы не ослепнуть от красоты. Часами водил друзей по городу и заставлял ложиться в траву перед Колизеем, чтобы увидеть небо, каким его видели древние. И, конечно, писал. Кроме «Тараса Бульбы» и «Мертвых душ», в Риме он редактировал «Женитьбу», «Портрет» и «Ревизора».
«Вот сегодня даже кошки на душе скребли. Как итальянцы — каждый камешек, каждую улочку, где бывал, — все помнят. Где пил кофе. Со сливками. Такое почтение, о котором нам можно только мечтать», — сокрушается Елена Зелинская, заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по сохранению культурного и духовного наследия.
Музея Гоголя в России нет, и до сих пор не выполнена воля писателя — похоронить его так, как он хотел. Это две принципиальные вещи, на которые обратит внимание Общественная палата в юбилейном году. А еще будут громкие премьеры – «Тарас Бульба» на канале «Россия», спектакли и новое собрание сочинений. Николай Гоголь — это самый современный российский писатель, скажет народный артист России Василий Лановой, вручая премию за лучший итальянский перевод. Своим студентам он рекомендует перечитывать его повести каждый год: «Они должны владеть русским языком. А Николай Васильевич в этом отношении — просто чудотворец. Только у него проза как стихи звучит!»
Это, и правда, будет общий российско-итальянский праздник. Сам Гоголь написал почему, еще 150 лет назад, в письме Плетневу. Эти строки — на его памятнике, на вилле Боргезе: «О России я могу писать только в Риме. Только там она предстает мне вся, во всей ее громаде».
Комментарии