ПРАЙМ-ТАСС 28.10.2008: В кризисную пору особенно актуальны «битвы» за сферы влияния. И в настоящий момент Россия и Европа пытаются использовать растущие экономики в качестве спасительного оазиса в сложный период кризиса недоверия.В числе приоритетов европейской политики – сделать «двигателем роста мировой экономики» азиатские страны. Привлечь Китай и Индию к важнейшим дебатам предложил глава председательствующей в Евросоюзе Франции Николя Саркози, отправляясь на саммит Саммит АСЕМ /Asia-Europe Meeting -Форум «Азия — Европа»/, где лидеры Европы и азиатского региона обсуждали текущую экономическую ситуацию.
Расчет на азиатские страны понятен – ведь в Китае и Индии скопились огромные запасы ликвидности, которые смогут спасти мировую экономику.
Не отстает и Россия – согласно внешнеэкономической стратегии до 2020 г. «Китай является приоритетным и ключевым партнером России».
Вообще, несмотря на сложную финансовую ситуацию, российский бизнес продолжает инвестировать в азиатский регион, полагая, видимо, таким образом обеспечить некоторую стабильность собственных инвестиций. В рамках визита в Россию президента Вьетнама Нгуена Минь Чиета ОК «Русал» подписала с компанией An Vien меморандум о создании совместного предприятия по строительству вертикально-интегрированного боксито-глиноземного комплекса на базе одного из наиболее перспективных бокситовых месторождений Бинь.
Кроме того, по итогам переговоров на высшем уровне подписаны межправительственные соглашения о сотрудничестве в сфере охраны прав интеллектуальной собственности, в области геологической разведки и добычи нефти и газа на основе совместного предприятия «Вьетсовпетро», а также план действий в области торговли и инвестиций на среднесрочную перспективу до 2012 года. Стоит отметить несколько важных контрактов: «Газпром» (GAZP) и «Зарубежнефтегаз» подписали нефтегазовый контракт с Petrovietnam и ее дочерней компанией PVEP на проведение геологоразведочных работ и освоение блоков на континентальном шельфе Вьетнама; основные положения создания совместной компании «Газпромвьет» между «Газпромом» и Petrovietnam, предварительный договор между «Зарубежнефтью» и Petrovietnam об уступке 49 проц доли в уставном капитале СП «Русвьетпетро».
В рамках российско-вьетнамского делового форума, также подписан ряд соглашений между российскими и вьетнамскими бизнесменами. Среди документов — инвестиционный проект по созданию вьетнамской деревни в Москве, соглашение по сборке автомобилей «КАМАЗ» во Вьетнаме, контракты по экспорту морепродуктов, соглашение по созданию совместных предприятий. А по данным заместителя министра промышленности и торговли РФ Владимира Саламатова, между Россией и Вьетнамом действуют 54 инвестиционных проекта общим объемом более 300 млн долл.
Россия не собирается останавливаться на достигнутом. «За последний период товарооборот между нашими странами/ Россией и Вьетнамом/ составил 1 млрд долларов», — отметил президент РФ Дмитрий Медведев. — В этом году он составит, надеемся, 1,5 млрд долларов». «Мы бы не хотели останавливаться на этом, — заявил президент РФ. — Речь идет о наращивании до 3 млрд, а впоследствии и до 10 млрд долларов».
Еще 12 сентября, выступая на дискуссионном клубе «Валдай» российский президент четко обозначил российские приоритеты в сфере развития внешнеэкономических связей. «Мы понимаем прекрасно, что экономика устойчива только в том случае, когда существует целый ряд разных экономических площадок, когда активно работают биржи не только Берлина, Парижа, Лондона и Нью-Йорка, но и биржи Азиатского региона. И мы понимаем, что в противном случае возникает неравновесная ситуация, — сказал президент.
Россия будет делать всё зависящее для того, чтобы решить для себя ряд крупных задач, в частности, по диверсификации энергопотоков в азиатском направлении. При этом, президент РФ подчеркнул, что углубление сотрудничества с азиатским регионом будет осуществляться не в ущерб интересам партнёров в Европе. Азиатский вектор – один из приоритетных векторов российской политики.
«Мы часто употребляем такой термин, что Россия – это евроазиатская страна, не задумываясь о его практических последствиях», — сказал Д. Медведев, разъясняя оправданность многополярной стратегии. — Во всяком случае, может быть, не всегда об этом в полной мере говорим при принятии тех или иных решений. Но на самом деле Россия – это действительно государство, которое одной стороной обращено в Европу, а значительная часть России находится в Азиатском регионе».
Президент упомянул, что российская культурная идентичность складывалась на европейской базе, в то же время, Россию многое роднит как раз с государствами Азиатского региона. Д. Медведев уверен, что этот факт должен использоваться в повседневной работе, и в повседневной практике.
Воплощая в жизнь эту идею, Россия продолжает весьма интенсивное взаимодействие со странами Юго-Восточной Азии.
Сегодня главы правительств России и Китая Владимир Путин и Вэнь Цзябао проводят в Москве очередную, 13-ю по счету, встречу. В рамках диалога подписываются стратегические документы и соглашения. А после «межправительственной части» следует открытие Третьего российско-китайского инвестиционного форума, в рамках которого планируется подписание предполагается подписание контрактов на общую сумму в 500 млн долл.
На сей раз главной темой переговоров станет нефтегазовое сотрудничество между Россией и КНР. По данным вице-премьера РФ Александра Жукова, к концу текущего года товарооборот двух стран может превысить отметку в 50 млрд долл — тогда как в прошлом году этот показатель составил 40,3 млрд долл. Среди крупнейших торговых партнеров Китая Россия занимает седьмое — после США, Японии, Гонконга, Южной Кореи, Тайваня и Германии. Китай для России — на третьем месте после Германии и Нидерландов.
Россия и Китай планируют продолжить энергодиалог – в настоящий момент «Транснефть» и CNPC подписали соглашение об ответвлении трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» /ВСТО/ на Китай. Мощность ответвления составит 15 млн т. По российской территории нужно построить 64 км трубопровода, по территории Китая – 980 км.
Проект обсуждался в течение нескольких лет, а скорость его дальнейшей реализации зависит от скорости достижения договоренности по цене поставляемой в Китай нефти. А об этом с китайской стороной договаривается «Роснефть», пытаясь добиться выгодных условий. Например, на условии многолетнего контракта. В настоящий момент переговоры продолжаются. Как известно, «Роснефть» и CNPC с 2004 года имеют соглашение о поставках нефти до 2019 года в обмен на предоплату, которую получила российская компания. На этапе ведения переговоров по поводу нового контракта на более длительной срок, стороны не смогли прийти к единому мнению о «цене вопроса».
Вообще, в кризисных условиях строительство второй очереди трубопровода ВСТО сильно зависит от китайской стороны, и вероятно, что Китай просто выделит средства российским нефтяникам под будущие поставки нефти. Речь идет о сумме в 12-15 млрд. долл.
Кроме того, планируется развивать сотрудничество двух стран в газовой сфере, появляются новые проекты в электроэнергетике, развивается сотрудничество по атомной программе.
Выступая на Форуме, российский премьер Владимир Путин предложил также совершенствовать взаимные расчеты в национальных валютах. Аргументируя свою позицию, глава российского правительства заявил, что финансовая система, основанная на долларе, переживает серьезные проблемы. «Эта операция позволит обеим экономикам производить расчеты без использования других валют, таких как доллар, — объясняет аналитик компании «АТОН» Инга Фокша. — Учитывая волатильность основных мировых валют, каждой из сторон удастся избежать необходимости покупать тот же доллар по спекулятивно завышенным котировкам. К тому же этот ход позволит снизить не только экономическую зависимость, но и избежать волатильности национальных валют», — считает эксперт.
Наблюдая за крушением американской системы координат, мир приходит к выводу – доллару не продержаться. В качестве альтернативы «американцу» стали называть и китайский юань. Китай, прекрасно понимающий прелести собственного положения, с удовольствием выбирает партнеров и рассматривает разные варианты сотрудничества. Положение экономики этой страны в настоящий момент позволяет и вести торг, и придирчиво вчитываться в контракты, когда как окружающий мир спасается от кризиса, называя Поднебесную – панацеей.
Правда, эксперты достаточно скептичны в области перспектив КНР — экономика страны слишком зависима от американской, а снижение мирового спроса в любом случае скажется на Поднебесной.
«Шансы юаня стать мировой валютой в течение ближайших лет 5-7 маловероятны, так как отказ от одной валюты и переход к другой процесс не одного года, — рассуждает И.Фокша. — Я скорее готова рассматривать некую валютную многополярность, чем рассуждать о том, какая валюта будет мировой через год-другой. Пока ни одна страна мира не готова к тому, чтобы отказаться от доллара», — резюмирует аналитик. У Китая есть возможность стать новым финансовым центром, но для этого необходимо бросить вызов США, считает эксперт. В каждом регионе мира возможно появление своих фаворитов.
Комментарии