РОСБАЛТ: Найдет ли Россия в ближайшее время надежных политических партнеров? Какой из мировых центров силы в первую очередь может претендовать на эту роль? Как поведут себя США и Китай, и что принесет мировой финансовый кризис? Своими мыслями на эти и другие темы поделился в ходе лекции в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов немецкий историк Михаэль Штюрмер.
Кризис показал, как сильно мы связаны
Однополярный мир с точки зрения Америки — это иллюзия, полагает Штюрмер. Мир очень подвижен, поэтому в нем столько опасностей. И все участники этой системы должны вести себя осторожно и сдержанно. Россия перестала быть империей, но еще не нашла свою новую роль в мире. Вопрос в том, будет Россия определять свою дальнейшую роль в паритете с Атлантикой революционным или эволюционным путем, или это будет некая смесь того и другого. Будет ли Россия активно искать партнеров или так и останется «одиноким волком». В России есть невероятный потенциал как для стабилизации, так и для крушения, полагает Штюрмер. Россия никогда не бывает такой слабой, как кажется, и такой сильной, как хочет казаться.
Сейчас, когда в Европе — тяжелый финансовый кризис и явно ощутимая рецессия, очень важно, что в дальнейшем будет происходить с рынком нефти и газа. Для всего мира такое изменение цены на нефть до сегодняшних $76 за баррель (а может быть, и ниже) — это огромное испытание. Если цена упадет ниже $70, для России это будет критичным, затронет и экономику страны в целом, и интересы простых людей.
Основная опасность в том, что российская экономика слишком односторонне ориентирована на экспорт энергоносителей. Рост экономики и благосостояния, оптимистичные прогнозы в прошлые годы не были использованы для того, чтобы расширить сферы экономики, диверсифицировать ее. И в этом смысле Дмитрий Медведев озвучивает очень правильный посыл: нефть и газ должны быть использованы для построения общества, ориентированного на знания, на науку.
Европу рано списывать со счетов
По мнению Штюрмера, «заката Европы», о котором говорят некоторые эксперты, в ближайшее время не предвидится. Европа вместе с Россией имеет невероятные способности к самообновлению. Историк отметил, что после всех катастроф ХХ века, таких, как Первая и Вторая мировые войны, Европа проявила колоссальную способность к инновации. «Главная проблема, которую я вижу — это проблема демографическая, — отметил Штюрмер. — Она остро стоит как в Европе, так и в России. Надо работать в этом направлении, разрабатывать соответствующие программы, даже несмотря на то, что предсказать, насколько они окажутся эффективными, довольно затруднительно».
Однако смещение в будущем экономических центров видится историку четко. «Это смещение произойдет, может быть, не в Японию — в Японии это было лет 40 назад. А вот Китай, без всякого сомнения, может стать новым центром экономической силы. У Китая нет идеи глобального миссионерства, однако он будет вынужден расширяться из-за энергетического голода. Его дальнейшая политика будет определяться недостатком широкого спектра ресурсов, от меди до нефти», — полагает немецкий ученый. Поэтому, по его мнению, кооперация России с ЕС должна, наконец, состояться в полной мере. Это будет гарантией безопасности для обеих сторон.
С этой точки зрения проект Северо-европейского газопровода имеет достаточно важное значение, причем скорее положительное. «Хорошая сторона этого проекта — больше газа попадет в Европу. Плохая сторона — будет больше споров, прежде всего, по поводу того, что трубопровод пройдет по дну Балтики», — полагает эксперт. По его словам, пока другие трубопроводы нормально функционируют, с экономической и политической точки зрения особых проблем нет. Этот проект ЕС поддерживает с самого начала, и только позже в Варшаве его излишне болезненно восприняли как враждебный акт.
«Технология сжиженного газа еще не настолько продвинута, как хотелось бы, — отметил Штюрмер. — Россия довольно поздно взялась за эту технологию. Видимо, когда «Штокман» будет уже подключен, тогда полностью возможен будет экспорт сжиженного газа. Но это сопряжено с большими рисками. Поэтому нам нужна дополнительная линия поставок».
В то же время, противники проекта говорят, что Балтийское море слишком мелкое, и там захоронено слишком много химического оружия. Если при строительстве газопровода оно повредится, будут серьезные последствия для экологии. Кроме того, с «Северным потоком» связано немало технических проблем. Так, стоимость проекта оказалась выше, чем предполагалось ранее. Несмотря на это, в целом проект можно оценить положительно, полагает историк.
Самопровокация России опасна
Комментируя высказывание Александра III — «у России нет союзников, кроме армии и флота», — Штюрмер отметил, что это — опасная самопровокация. По его мнению, чтобы у тебя были друзья, надо их активно искать. «С тех пор, как Германия существует в нынешнем виде, — а это уже 60 лет — всегда нашей задачей было вызвать доверие, строить со всеми дружеские отношения, чтобы успокоить другие страны», — пояснил эксперт. Он считает, что после ситуации полной катастрофы — моральной, стратегической, политической и так далее — не надо бояться показать свою слабость, чтобы в дальнейшем завоевать друзей.
В то же время, у России иная ситуация — она одновременно и слабая, и сильная. России требуется профессиональный, беспристрастный анализ — без ненависти и без особой любви. Стране действительно нужны тесные кооперативные отношения с Западом, считает Штюрмер. «Здесь вопрос в том, что такое Запад, то есть можно ли отделить Евросоюз от Америки. Я не думаю, что можно. К примеру, в плане финансовых отношений мы все оказались завязаны друг с другом в кризисе больше, чем предполагали наши правительства», — отметил историк.
По его мнению, ЕС в любом случае не будет делать выбор между Россией и США. В Евросоюзе — 27 различных стран, различных систем налогообложения. «Не знаю, как будет дальше развиваться ситуация. Может быть, именно сейчас мы стоим на пороге принятия судьбоносного решения, — полагает Штюрмер. — И судьбоносное решение будет приниматься в Америке на выборах. Мы тесно связаны с Соединенными Штатами не только эмоционально, но и экономически, финансово, технологически. Полагаю, что в ЕС не будет приниматься однозначное решение, однозначный выбор между Россией и Америкой. С Россией должны быть хорошие отношения, но с Америкой такие же хорошие или еще лучше». Когда вокруг друзья, это хорошо, даже если это иногда действует на нервы, убежден Штюрмер.
Грузия спровоцировала Запад на странности
Что касается вступления Грузии в НАТО, оно, по мнению Штюрмера, отодвинуто в далекое будущее, об этом сейчас даже не говорится — вокруг событий на Южном Кавказе царит хаос.
Немецкая пресса сначала подавала конфликт осторожно, но в основном склонялась к тому мнению, что на Грузию было совершено неспровоцированное нападение. Политики же сначала ориентировались на Америку, а затем Саркози, Меркель, Берлускони и ряд других европейских лидеров высказались о том духе, что ситуация гораздо сложнее, и что самое главное — соблюсти «план Медведева-Саркози».
«Я лично считаю поведение ЕС и вообще Запада странным, — отметил немецкий историк. — С одной стороны, Грузии предлагается пакет гарантий на много миллиардов для восстановления страны. С другой стороны, при этом не говорится ни о Южной Осетии, ни об Абхазии, как будто они уже признаны как отдельные государства. Это нелогично. Если рассматривать Грузию как единое государство с Абхазией и Южной Осетией, надо и помощь в восстановлении оказывать всем ее частям».
Владимир Чичинов
Михаэль Штюрмер — известный немецкий консервативный историк и публицист. В 80-х годах был советником по политическим вопросам в правительстве Гельмута Коля. С 1989 года — шеф-корреспондент издания Die Welt. Автор ряда монографий по истории и политике. Штюрмер написал ряд книг, последняя из которых — биография Владимира Путина — увидит свет в конце этого года.
Комментарии