Константин Ранкс: Иностранцы не очень-то понимают, что им смотреть в России, а россияне – что, собственно, предложить избалованным иностранцам. Сколько можно эксплуатировать эти штампы – матрешки, золоченые луковки церквей, водка, баня, «Лебединое озеро»?
С точки зрения обыкновенного западного (да и восточного) обывателя – все русские церкви просто на одно лицо. Золоченая луковка и белые стены. Вариант – деревянные. Внутри – больше или меньше икон и убранства, но все равно крайне однообразного, поскольку выполнено в одном каноне. Сколько городов Золотого кольца можно проехать, не взвыв? Немецкие туристы уверяли, что три-четыре, не больше.
Профессиональные путешественники ехали и едут в неведомое. Рядовой турист хочет посетить места, о которых он слышал, которые отпечатались в его памяти. Это может быть связано с известной личностью, романом, историческим событием или, например, популярным кинофильмом. И тут есть большие возможности.
У России с Европой, Азией и даже Америкой богатая общая история. Это не только войны, но и торговля, путешествия, личные контакты, культурный обмен, знаменитые эмигранты. Семейная история, в конце концов. Россия дала миру массу изобретателей, путешественников, военачальников и всемирно известных деятелей культуры. Нет американцев, которые бы не знали мелодии Чайковского. Это лучший аккомпанемент для начала рассказа об Удмуртии, городе Воткинске и Вятской губернии. Американское вертолетостроение удивительным образом связано с именем Рахманинова – композитора и друга Сикорского. Рахманинов дал деньги Сикорскому на строительство его вертолетов. Родился он близ Старой Руссы, а вырос близ Великого Новгорода…
История России пестрит заграничными фамилиями. Русские моряки Беллинсгаузен, Крузенштерн, Беринг, Толль, Коцебу, Эссен. Русские генералы Маннергейм, Беннигсен, Барклай де Толли, Багратион. Да что тут говорить – в XVIII веке в Россию бежали из Европы в массовом порядке немцы, французские аристократы вместе со своими слугами и авантюристы всех мастей. Не один Депардье домогался российского паспорта – в конце XVIII века в столице Курляндии, Митаве, русские паспорта алкали и Людовик XVIII, и Калиостро, Казанова, Сен-Жермен и многие-многие другие. Давайте покажем французским туристам драму эмиграции французского дворянства в Россию. Или трагедию великого наполеоновского похода на Москву. Расскажем ему драму его предков, происходившую вот на этих полях и дорогах, в этих усадьбах и городах.
Так что принимающей стороне (в данном случае российской) стоит изначально провести свое собственное расследование и на выставке в Париже – рассказывать о русских французах, в Риге – например, о своих сибирских латышах, в Берлине – о волжских немцах, а в Хельсинки – о новгородских финнах.
У России есть свои минусы, явные и скрытые, но есть и плюсы, которые могут тоже не лежать на поверхности – в отличие от куполов. Что перевесит – это уже зависит от вас. Подробнее здесь