Официально начался новый президентский срок Владимира Путина. Перед лицом новой международной стратегической обстановки, новых экономических и социальных задач, новых внутренних и внешних вызовов безопасности, «новый Путин» одновременно с проведением своей независимой дипломатической стратегии середины 90-х годов прошлого века, направленной на относительный баланс между Западом и Востоком, претворяет в жизнь ряд регулировок важнейших направлений плана его внешнеполитической стратегии.
Во-первых, согласовать действия на постсоветском пространстве, создать независимую стратегическую опору в многополярном мире.
В сознании россиян крепко сидит понятие великой державы, население страны мечтает о том, чтобы Россия в будущем стала независимой страной, оказывающей большое влияние в многополярном мире. По мнению российской интеллигенции, в обязательном порядке необходимо наладить отношения между странами на постсоветском пространстве, чтобы превратить его в новую поднимающуюся стратегическую опору.
Именно в таких условиях, Россия усиливает процесс интеграции на постсоветском пространстве. Успешно функционирует Таможенный Союз России, Беларуси и Казахстана, официально подписано соглашение о создании зоны свободной торговли СНГ, которое оттягивалось долгое время, готовится ряд документов по углублению интеграции в рамках Евразийского экономического сообщества, Организация Договора о коллективной безопасности стремительно развивается на пути к военному союзу, который будет обладать способностями к ведению совместных действий. Важнее то, что Путин в своей избирательной программе изложил грандиозный план о создании Евроазиатского союза. Это и есть основное геостратегическое расположение по плану Путина после согласования действий на постсоветском пространстве, а также возвращение и развитие определения России – евроазиатской страны.
Меры Путина по восстановлению традиционной сферы влияния непременно вызовут сильную ответную реакцию со стороны западных стран, что станет главным фактором ухудшения отношений между Россией и странами Запада. Что касается Китая, усилия РФ по становлению независимой страной будут способствовать образованию многополярного мира, облегчат давление с гегемонией, которое испытывает КНР, благоприятно скажутся на снятии стратегической блокировки США вокруг Китая. И все это несмотря на то, что развитие Евроазиатского союза, скорее всего, оказывает определенное влияние на строительство ШОС.
Во-вторых, ускорить процесс интеграции в АТР, создать благоприятные условия для стремительного подъема страны.
Российская элита осознала, что для стремительного подъема РФ и превращения страны в мировую державу необходимо войти в процесс экономической интеграции в АТР, нужно воспользоваться стремительным развитием экономики Азиатско-тихоокеанского региона, «попасть на поезд» экономического процветания Китая. Чтобы отвечать с каждым днем усложняющимся вызовам безопасности в АТР, России также необходимо усилить свое военное присутствие в регионе.
Исходя именно из этого стратегического решения, в последнее время Россия стремительно расширяет свое военное присутствие в АТР. Один из орлов РФ поднимает свою голову в восточном направлении, российская элита обращает небывалое внимание на дела в АТР. Верхушка России в настоящее время в срочном порядке вырабатывает «азиатскую стратегию», четко отмечая, что РФ должна стать настоящим «азиатским» и «тихоокеанским» государством. Москва уже как следует, расширяет свое экономическое, политическое и военное присутствие, некоторые эксперты даже советуют построить «вторую столицу» во Владивостоке.
Военное вхождение России в АТР – это удар по американской стратегии «возращения в Азию», расширение военного и политического присутствия РФ в АТР будет способствовать стратегическому балансу в Восточной Азии. Самыми большими проблемами в освоении восточной части России являются рабочая сила и денежные средства, а Китай обладает преимуществами именно в этих сферах. С точки зрения энергетической дипломатии, вхождение России в АТР – это хорошая новость для Китая в плане защиты государственной энергетической безопасности.
В-третьих, поддерживать и улучшать отношения с Европой, а также укреплять превентивную стратегию по отношению к США.
В понимании россиян русская культура – это европейская культура, россияне – европейцы, поэтому Россия, естественно, должна стать решающей европейской страной. Европа – самый большой торговый партнер России, важнейший нефтяной и газовый рынок, отношения с европейскими странами имеют огромное значение для безопасности стратегии на западе России. Исходя из потребностей в экономическом развитии и безопасности в западной части РФ, Москве необходимо улучшать отношения с Европой.
Однако, старая Европа не желает видеть сильную Россию, а у новой Европы много сомнений и даже ненависти по отношению к РФ. На протяжении более 20 лет усилия Москвы по «вхождению в Европу» были неудачными, в связи с этим, россияне уже не питают особых надежд на Европу. Долговой кризис в Старом Свете, возможно, будет продолжаться еще некоторое время, России трудно надеется на помощь европейских государств в осуществлении модернизации. Поэтому в эпоху нового Путина РФ по-прежнему будет прилагать усилия для стабилизации и улучшения российско-европейских отношений, однако сторонам не избежать трудностей.
Российско-американские отношения – это другая история. США – самый главный внешний фактор провала СССР. Некоторые россияне, которые вспоминают статус Советского Союза, таят злобу на Соединенные Штаты. США расширением НАТО на Восток сужают стратегическое пространство России, системой ПРО устрашают Москву, «демократией и правами человека» пренебрежительно относятся к политической модели Путина, являются важной внешней силой в «демократических беспорядках» западно-азиатского и североафриканского типа в российской политике. Возвращение США в АТР, усиление американо-японского союза – это потенциальная угроза стратегической безопасности в восточной части России. Путин говорил, что «волк ест того, кого должен съесть», «не нужно питать иллюзий по отношению к США». Для Соединенных Штатов, Россия – огромная страна с многочисленными намерениями и самоуверенным стилем действий, а также супермощной военной силой, «это единственная страна, которая может уничтожить США за полчаса», в связи с этим Вашингтон ни в коем случае не отпустит с легкостью Россию.
Можно предположить, что в новый президентский срок Путина системные противоречия в геополитической и военной стратегии России и США сложно будет преодолеть. Борьба по сдерживанию, давлению и разделению между РФ и Соединенными Штатами будет то усиливаться, то ослабевать. Однако, поскольку реальные силы России относительно слабые, США уже рассматривают Китай в качестве главного стратегического соперника, возможность перерастания российско-американских противоречий во всестороннюю конфронтацию относительно низкая.
Ван Хайюнь, заместитель директора Китайской исследовательской ассоциации китайско-российских отношений
Источник: Голос России