Российскую экономику принято считать «государственно-капиталистической». Но «мода» на доминирование государства в экономической сфере явно проходит – оно готовится к сокращению своего присутствия на рынке
Доклад Игоря Шувалова
В июле прошлого года первый вице-премьер Игорь Шувалов отправил президенту России Дмитрию Медведеву доклад с предложениями о расширении программы приватизации. Предложения Шувалова выглядят весьма сенсационно, хотя и их реализация растянута во времени почти на 6 лет.
Первый вице-премьер предлагает до 2017 года полностью приватизировать 14 госкомпаний и частично – еще четыре. Государство выйдет из капитала Роснефти, ВТБ, Русгидро, Зарубежнефти, Объединенной зерновой компании (ОЗК), Интер РАО, Совкомфлота, Шереметьево, Аэрофлота, Алросы, объединенного Ростелекома, Россельхозбанка, Росагролизинга, Государственной транспортной лизинговой компании.
В Объединенной авиастроительной и Объединенной судостроительной корпорациях (ОАК и ОСК) оно сохранит за собой контрольный пакет, в Уралвагонзаводе – 75,1%, в Роснано – 90%. Причем в Роснефти, Русгидро, Зарубежнефти и ОЗК решено сохранить «золотую акцию». Государство намерено оставить за собой контроль в инфраструктурных монополиях: в РЖД, Транснефти и ФСК за государством сохранится 75,1%.
Отметим, что пересмотреть планы по приватизации президент призвал правительство в своем Бюджетном послании 2011 года. Таким образом, доклад Шувалова стал непосредственным результатом выполнения поручения главы государства.
Позиция Владимира Путина
При этом возникает закономерный вопрос – продолжится ли курс на снижение присутствия государства в экономике после того, как Дмитрий Медведев в мае покинет пост президента. Для того чтобы ответить на него, необходимо принять во внимание два обстоятельства.
Во-первых, после ухода с поста главы государства Медведев может стать премьер-министром – то есть «человеком № 2» в государстве, причем ответственным за проведение экономической политики, в том числе приватизации. Таким образом, сохранится актуальность приоритетов, выдвинутых Медведевым во время пребывания на посту президента.
Во-вторых, в последние месяцы ряд знаковых заявлений по поводу присутствия государства в экономике сделал Владимир Путин. 6 октября он выступил в Центре международной торговли на инвестиционном форуме «Россия зовет!» Одной из идей Путина, высказанных в этом выступлении, стало предложение «на каком-то этапе» ликвидировать монополию «Газпрома» на экспорт газа.
Это прозвучало весьма сенсационно, учитывая, что формально монополия была введена относительно недавно – в 2006 году. Также премьер выступил за снижение присутствия государства в экономике, выход из капитала госкорпораций, приватизацию госкомпаний, выведение чиновников из советов директоров (тема, инициированная Медведевым).
«У нас нет никакой цели создать госкапитализм, — подчеркнул глава правительства, уточнив, что госкорпорации в свое время создавались, чтобы поддержать предприятия в тех сферах, где есть огромная мировая конкуренция. — Это не значит, что государство будет вечно там сидеть«.
В нынешнем месяце в своей программной статье по экономическим вопросам Путин высказался за снижение роли государства в экономике. По его словам, «экономическая политика должна корректироваться в сторону снижения масштабов государственного регулирования, замены регламентации на рыночные механизмы, административного контроля – на страхование ответственности«.
Премьер высказался за выделение непрофильных активов из крупнейших предприятий и банков с доминирующим участием государства и из естественных монополий. Путин считает, что надо ограничить приобретение госкомпаниями новых активов в России: «»Киты» не должны мешать нормальному развитию частного бизнеса в своих секторах, оттирать частных предпринимателей от наиболее выгодных проектов«.
Эта позиция неудивительна. Кризис показал уязвимость модели «государственного капитализма», которая активно реализовывалась в России в докризисный период. Еще в конце 2010 года правительство привлекло либеральных экономистов для выработки концепции принципиальной корректировки социально-экономического курса. Часть их идей была принята государством, о чем, в частности, свидетельствует и путинская статья.
Осторожность власти
Инициируя снижение роли государства в экономике, российская власть демонстрирует осторожный подход. Цифры, указанные в докладе Шувалова, можно рассматривать как ориентировочные – не исключено, что приватизация растянется на более длительный срок, а государство не полностью выйдет из капитала отдельных компаний, а лишь сократит в них свое присутствие (например, до блокирующего пакета). Такой подход связан с несколькими обстоятельствами.
Во-первых, с осторожностью многих представителей как власти, так и компаний, которые, признавая необходимость изменений, стремятся сделать их как можно более эволюционными. Отметим также, что, по мнению вице-премьера Игоря Сечина, энергетический сектор должен приватизироваться в условиях завершения оформления правил функционирования рынка.
В ряде случаев речь может идти даже о создании новых государственных структур в экономике, хотя и «точечном». Так, Сечин предложил создать на базе Роснефти или Роснефтегаза государственную нефтегазосервисную компанию, в которую войдут активы, принадлежащие государству (впрочем, в этом случае речь идет не о приобретении новых активов, а о реорганизации управления уже принадлежащими государству структурами).
Во-вторых, с необходимостью улучшения качества управления в государственных компаниях, что должно повысить их капитализацию перед приватизацией. В частности, речь идет о снижении коррупционных рисков. В связи с этим обратим внимание на еще одну инициативу Сечина, который потребовал от госкомпаний раскрытия бенефициаров своих контрагентов, а от руководства – отчетов о доходах.
Похоже, что эта идея больше понравится инвесторам, чем другие предложения вице-премьера. Она стала результатом обсуждения одного из декабрьских совещаний с участием Владимира Путина, на котором премьер потребовал предоставить отчеты об аффилированности от всех госкомпаний и госбанков.
Теперь топ-менеджеры госкомпаний и их родственники должны будут сообщить не только о доходах, но и об акциях, которыми владеют, а также о компаниях, где являются бенефициарами. Причем подать такие декларации должны будут и работники аппаратов правления госкомпаний и госбанков.
В-третьих, со временем проведения приватизации, которое должно быть выбрано с учетом ситуации на рынке – с тем, чтобы не продавать активы «по дешевке». Приватизация – это не идеологический, а прагматический выбор государства, проводить ее любой ценой никто не будет. Иногда бывает так, что спешка в экономических вопросах вредит не меньше, чем неоправданное промедление в принятии решений.
В то же время осторожный подход к приватизации не означает, что планы российской власти по сокращению присутствия государства в экономике не будут реализованы. Есть позиции тех или иных управленцев (Россия – не Северная Корея, и российские чиновники «строем не ходят»), а есть задачи, объективно стоящие перед экономикой страны. И понимание того, что только сочетание государственного регулирования и поощрения частной инициативы могут повысить конкурентоспособность российской экономики.
Источник: Голос России
Комментарии