Россия и КНДР сделали новую попытку возродить проект создания железнодорожного коридора от Тихого до Атлантического океана. Состоялся первый тестовый прогон поезда от российской станции Хасан до порта Раджин, расположенного в особой экономической зоне на севере КНДР
Это совместный пилотный проект. Он предусматривает реконструкцию участка железной дороги в 54 километра, строительство контейнерного терминала в морском порту Раджин и эксплуатацию созданной инфраструктуры.
Через этот порт планируется организовать поставки российского угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Одновременно прорабатывается возможность стыковки этого участка с южнокорейской сетью железных дорог. Это позволит значительную часть контейнерных грузов, идущих ныне морским трансокеанским путем из южнокорейского порта Пусан в Европу, переориентировать на российский Транссиб. Южный морской путь из Азии в Западную Европу в три раза длиннее, чем железнодорожный транзит через Россию.
Мнение начальника департамента активных операций банка «Финансовый стандарт» Романа Андреева:
«Перспективы достаточно неплохие. Но есть очень большие проблемы, которые требуют достаточно быстрого и серьезного решения. Это дисбаланс грузоперевозок между Азией и Европой, отсутствие единого сквозного тарифа. Проект достаточно масштабный и хороший. Его поддержка в АТР, не только словесная, но и финансовая, обернется взаимными выгодами. Вполне возможно, что грузопоток Азия-Европа может поменяться от контейнерных морских перевозок в сторону железнодорожных перевозок».
Стыковка Транскорейской и Транссибирской железных дорог – часть российского пакета по налаживанию разностороннего сотрудничества с двумя Кореями. На это обратил внимание директор корейских программ Института экономики РАН Георгий Толорая:
«Россия крайне заинтересована в реализации этого проекта, как и двух других: прокладке газопровода и линии электропередачи в Южную Корею транзитом через КНДР. Надеюсь, что пробег поездов Хасан-Раджин продемонстрирует Южной Корее серьезность российских намерений и то, что Северная Корея по-прежнему поддерживает этот проект. Если Южная Корея сейчас сделает шаги навстречу своему северному соседу и возобновит проект, то это будет в интересах укрепления стабильности на Корейском полуострове и улучшения практического взаимодействия между Севером и Югом».
Наиболее проблемный, в силу очевидной политизации, – газовый проект. В Пхеньяне понимают, что российская газовая труба поможет стране преодолеть энергетический голод, получать доход от транзита и шагнуть в сторону от политической изоляции. В четверг в Вашингтоне на совместной с президентом США Бараком Обамой пресс-конференции президент Южной Кореи Ли Мен Бак подчеркнул выгодность поставок российского трубопроводного газа через территорию КНДР. Сейчас созданы две рабочие группы с участием России, которые в Пхеньяне и Сеуле прорабатывают технические детали, коммерческие выгоды и политические риски этого проекта.
В Москве видят все сложности в реализации ее газовой инициативы. Между тем очевидно, что скорейшее возобновление переговоров с участием России, США, Китая, Японии и двух Корей по северокорейской ядерной проблеме помогло бы Пхеньяну и Сеулу начать прямые консультации по газовой проблеме. В то же время любая подвижка в реализации проекта прокладки трубопровода сразу же скажется на атмосфере переговоров «Шестерки».
Источник: Голос России
Комментарии