«Думаю, сейчас есть все необходимые для этого условия», — заявил Путин на заседании комиссии по инновациям и высоким технологиям в Дубне
По словам премьера, «такие проекты по своим масштабам могут быть сопоставимы с «космическим» проектом или «ядерной» программой, которые были осуществлены в нашей стране«.
Путин подчеркнул, что проекты подобного рода — «не просто вопрос национального престижа, они позволяют концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, а по сути осуществить прорыв в будущее«.
По его словам, опыт других стран показывает, что вокруг таких мега-проектов формируются целые научные кластеры и инновационная инфраструктура, способная заниматься коммерциализацией научных разработок.
В качестве примера Путин привел Европейскую организацию ядерных исследований (ЦЕРН), благодаря которой получили развитие криогенные технологии.
«Здесь, в Дубне, идет строительство комплекса предприятий «Бета», которые занимаются выпуском медицинского оборудования, в том числе установок по очистке крови на основе ядерных фильтров, разработанных в Объединенном институте ядерных исследований«, — сказал он.
Премьер отметил, что такие проекты служат привлечению инвестиций в территории, внедрению современных методов управления.
Финансирование исследований увеличилось втрое
Путин сообщил, что за последние шесть лет финансирование гражданских исследований в России увеличилось в три раза с 77 до 230 миллиардов рублей.
Он также напомнил, что на площадке Курчатовского института стартовал первый в России пилотный проект по созданию национального исследовательского центра, на развитие которого в 2010-2012 гг. дополнительно выделяется 10 млрд рублей.
Молодежь должна иметь возможность «создать себе имя»
Бороться административными мерами с «утечкой мозгов» из России в современном мире бесполезно, считает премьер.
«При современном уровне мобильности в науке более или менее бессмысленно административными мерами бороться с «утечкой мозгов». Единственно надежный способ — сделать так, чтобы именно в нашей стране ученые — и российские, и зарубежные — могли наиболее успешно реализовывать свой потенциал«, — сказал Путин.
Как отметил премьер, «талантливая и перспективная научная молодежь должна иметь возможность «создать себе имя» именно в России, и при этом работать на самом современном уникальном оборудовании».
Путину показали строящийся в Дубне коллайдер
Посещение Дубны Путин начал с лаборатории физики высоких энергий, где еще в 50-х годах был разработан легендарный синхрофазатрон (ускоритель частиц) — одно из главных достижений советской науки в те годы наряду с запуском первого космического спутника.
В 1993 году здесь был построен первый в Европе ускоритель тяжелых ионов высоких энергий — нуклотрон. На базе модернизированного нуклотрона в настоящее время реализуется крупный международный проект NICA по созданию ускорительно-экспериментального комплекса для фундаментальных исследований сверхплотного ядерного вещества. В нем уже задействованы более 700 ученых из 32 стран. Ожидается, что проект будет завершен в 2017 году, а затраты российской стороны оцениваются от 300 миллионов до 1 миллиарда долларов.
Как рассказал руководитель лаборатории Владимир Кекелидзе, по значимости этот проект можно сравнить со знаменитым Большим адронным коллайдером в Швейцарии. Однако в отличие от коллайдера в рамках NICA будут изучать не «кирпичики Вселенной» (кварки и глюоны), а сверхплотное ядерное вещество. При этом первые физические результаты работы по этой программе будут получены в более короткие сроки и с более высокой точностью, что позволит России стать одним из лидеров в области физики высоких энергий. Кекелидзе пояснил, что главной задачей коллайдера будет получение нового вещества путем столкновения ядер.
Путин поинтересовался, можно ли сравнить эти процессы с тем, что происходит при столкновении звезд и галактик. Кекелидзе подтвердил, что, опираясь на результаты исследований и опытов в коллайдере, ученые смогут изучать процессы, происходящие в звездах. Как отметил руководитель лаборатории, исследования имеют и большое практическое значение. По его словам, криогенные ускорители могут применяться в медицине, в том числе в радиомедицине, ядерной энергетике, аэрокосмической области, в электронике.
«Сейчас изучается метод лечения рака с помощью пучков тяжелых ядер. Такие методы лечения сейчас только начинают разрабатывать в Японии», — сказал Кекелидзе. В заключение директор лаборатории обратился к Путину с просьбой об увеличении финансовой поддержки исследований в рамках проекта NICA, реализация которого «будет символом лидерства России в мировой фундаментальной науке».
Кроме того, главу правительства познакомили с работой Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ), который в этом году отмечает 55-летие со дня создания. Деятельности института развивается по трем направлениям: фундаментальная наука, инновации и образование. За последние 10 лет ученые института открыли шесть новых сверхтяжелых элементов таблицы Менделеева, за что руководители ОИЯИ были удостоены госпремии РФ в области науки и технологий за 2010 год. Среди разработок, созданных на базе научных открытий ученых, наиболее известны ускорители частиц, применяемые в радиомедицине, а также детекторы по обнаружению взрывчатки и наркотиков, которые активно внедряются на транспорте.
По материалам Голос России «Интерфакс», РИА Новости
Комментарии