Ван Клиберн, победитель первого Международного конкурса имени Чайковского 1958 года, на нынешнем, 14-м, состязании занимает пост почетного председателя жюри
«Я снова в России – и это очень много значит!» – с такими словами американский пианист Ван Клиберн обратился к москвичам, которые пришли на встречу с ним.
«Техасец, завоевавший Россию», – писали о Ване Клиберне в США и после триумфа в СССР встречали его как национального героя. Значение этой победы видели тогда и в том, что она способствовала «таянью льдов» холодной войны. Но главным было, конечно, не это: жюри и публику покорила глубокая содержательность 23-летнего пианиста, которого называли ярким последователем великого русского музыканта Сергея Рахманинова. Спустя полвека чувства поклонников Клиберна не изменились: как и раньше, они – уже довольно пожилые люди — буквально пробивались к своему кумиру сквозь плотную толпу конкурентов, чтобы получить автограф. Взволнован был и сам пианист.
«С того момента, как я сошел с самолета здесь, в Москве, 26 марта 1958 года, я почувствовал эту удивительную ауру любви к музыке и той доброты, которая меня с тех пор окружала, – вспоминает Ван Клиберн. – Я хочу поблагодарить всех за то, что вы сегодня здесь, за то, что вы просто знаете меня, и главное за то, что я здесь, в России. Это страна, которая дала мне новое имя для всего мира, дала мне очень многое в жизни. До конца жизни я буду любить Россию!»
Воспоминаниям и размышлениям Вана Клиберна, казалось, не будет конца – о Большом зале Московской консерватории, о русской музыке и русских композиторах…
«Когда я вчера вошел в зал, меня просто захлестнули воспоминания, – делится Ван Клиберн. – И, конечно, я вспомнил, как первый раз в своей жизни вышел на эту сцену и должен был играть в этом зале, который для меня просто святое место в музыкальном мире. Я тогда не мог не думать о великих людях, которые здесь творили, я вспоминал Танеева, Рубинштейна, других великих музыкантов и великую русскую музыку. России выпала доля иметь уникальное географическое положение, которое соединяет в себе Восток и Запад. Может быть, поэтому музыка, родившаяся здесь, универсальна, она воплощает в себе широкие горизонты. Россия удивительная страна: здесь все знают и любят музыку – от водителя такси до знатока. И это свидетельствует о внутренней силе русского народа».
В СССР чуть ли не каждый знал обаятельного американца с пышной шевелюрой — «Ваню», так ласково по-русски стали его называть. А он с удовольствием пел вместе со своими слушателями популярную песню «Подмосковные вечера», аккомпанируя на рояле.
После победы на конкурсе Чайковского в оргкомитет еще долго приходили письма восторженных поклонников Клиберна. Но по каким-то причинам они не дошли до адресата и оказались в архивах дома-музея Чайковского в подмосковном городе Клину. Сотрудники музея исправили это недоразумение и в нынешний приезд пианиста отдали ему письма вместе с фотографиями, запечатлевшими его первое посещение музея в 1958 году. Растроганный Ван Клиберн вспомнил, с каким волнением он тогда играл на рояле Чайковского: «Я молился Богу, чтобы не ошибиться!» – признался Ван Клиберн. Последний час перед выходом на сцену, по его мнению, — самый мучительный и трудный для музыканта.
«Если кто-нибудь найдет способ проводить этот час менее нервно, то позвоните мне, пожалуйста! – шутит Ван Клиберн и добавляет: – Я робею от того великолепного состава талантливых музыкантов, которые собрались сегодня в Москве. Техническое мастерство тех, кого я слушал, меня просто поразило. И в то же время видно, как они любят музыку. Это вдохновляет. И где еще можно так выразить свои музыкальные чувства, как ни в Москве и Петербурге!».
Это символично, считает Ван Клиберн, что ему доверили вручать награды нынешнего конкурса Чайковского. Победители получат их из рук того, кому победа на этом состязании дала путевку в жизнь.
Источник: Голос России
Комментарии