В космонавтике знаковый юбилей. 10 лет назад, 28 апреля 2001 года, в космос запустили первого туриста
Ровно 10 лет назад, 28 апреля 2001 года, на российском корабле «Союз» к МКС отправился первый космический турист-предприниматель из США, бывший сотрудник НАСА, Деннис Тито. За почти 8 суток на орбите он выложил 20 миллионов долларов. С началом эры платных полётов примеру Тито последовали ещё 6 человек, последний — в 2009 году.
Космический «турист» — это не просто непрофессиональный космонавт, а тот, кто летит за счёт личных средств. Так, например, в 1990 году японский журналист Тойохиро Акияма (Toyohiro Akiyama) вёл телерепортажи с борта российской станции «Мир» (очень плохо перенося невесомость). Но так как полёт оплатила Токийская вещательная корпорация, его нельзя считать туристом. Как и учительницу из США Шэрон Кристу Макоулифф (Sharon Christa McAuliffe), выбранную по программе НАСА «Учитель в космосе». Макоулифф погибла в 1986 году вместе с шаттлом «Челленджер», и программу закрыли.
Когда находятся желающие выложить свои кровные за полёт на «Союзе», кто-то должен взять на себя все хлопоты и переговоры с Роскосмосом. Так возникла компания «Спейс Адвенчерс» со штаб-квартирой в США. Через её руки прошли Деннис Тито и все остальные. В начале этого года компания сообщила, что в 2013 году полёты туристов на «Союзах» возобновятся. Они прервались после увеличения экипажа МКС до 6 человек. «Союзы» станут стартовать чаще, а туристам предложат выход в открытый космос в российском скафандре «Орлан» за дополнительные 15 миллионов долларов.
Сколько желающих записались и стоят на очереди, не афишируется. Но очевидно главное: несмотря на растущую цену билета, доля финансовых поступлений Роскосмосу от туризма за 10 лет падала и в любом случае не превысит процент от бюджета ведомства, который вырос за то же время в 20 раз. Если на рубеже веков туризм казался чуть ли не «спасителем» нашей космической отрасли, то сейчас его нужно максимально отделить от государственных программ, говорит «Голосу России» эксперт в области космонавтики Игорь Лисов:
«По крайней мере должно быть чёткое разделение по финансам. Скажем, такая-то фирма заказывает корабль за свои деньги и возит туристов, нанимает экипаж и так далее. Когда это делается в рамках госпрограммы, это всегда очень проблематично. Не говоря уже о том, что турист элементарно «выпихивал» нашего космонавта из экипажа. Не вижу большого смысла в том, чтобы возить раз в год туристов. Вероятно, это имеет смысл для конкретных организаторов, получающих комиссионные. А для государства – никакого».
«Спейс Адвенчерс» со временем начала принимать заказы и на суборбитальный полёт — подъём на 100 километров, спуск и несколько минут в невесомости. Цена билета от 102-х тысяч долларов. Корабля у компании нет. На её сайте появилось совсем фантастическое предложение – облёт Луны за 100 миллионов долларов. Возможный вариант: на российском корабле с разгонным блоком, похожим на тот, которым выводят спутники на геостационарную орбиту. По мнению Игоря Лисова, это чистая утопия:
«Если они дадут миллиард сверху на отработку всей системы и на сертификацию, тогда можно поверить. И то не убеждён, что одним миллиардом обойдётся. Как можно отправить в облёт Луны человека, тем более за деньги, не испытав это предварительно в беспилотном виде и без туристов? Смешно».
В последние годы на рынке подобных услуг появились игроки, не связанные с Роскосмосом. Американская компания известного бизнесмена Ричарда Бренсона «Вёрджин Гэлэктик» готовит свой корабль «Спейсшип» для суборбитальных полётов с шестью пассажирами, стартующий с особого самолёта. Согласно её сайту, забронировано более 400 мест за задаток в 20 тысяч долларов. Первый полёт намечен на 2012 год. Набирает силу самый серьёзный конкурент «Союзам» — компания «Спейс-Икс» американца Элона Маска (Elon Musk), испытавшая орбитальные ракету и корабль, пока грузовой, но создаётся и пилотируемая версия. По соглашению с НАСА «Спейс-Икс» в перспективе будет доставлять на МКС астронавтов, не отказываясь и от туристов. Маск спешит состыковать свой грузовой корабль с МКС до конца года. Тогда пилотируемый полет возможен года через три. Следовательно, российские корабли перестанут быть единственными средствами доставки грузов и астронавтов на станцию. На фоне спешных приготовлений «Спейс-Икса» Роскосмос занял логичную позицию. Наше ведомство не разрешит частным кораблям стыковаться с МКС, пока они не будут полностью соответствовать нормам безопасности, поясняет глава пресс-службы Александр Воробьёв:
«Должна проходить сертификация. Люки должны быть одинаковы, качество изделия — чтобы, пристыковавшись, мы бы вдруг не узнали, что МКС нанесён какой-то вред. Поэтому определённые нормы понадобятся. Этот вопрос будет решаться не только Роскосмосом, но и всеми участниками проекта МКС».
Когда в космос полетит сразу несколько туристов, понадобятся дополнительные помещения — космические отели, которые разрабатывает ряд компаний. Дальше других продвинулась фирма магната из США Роберта Бигелоу (Bigelow), испытавшая в космосе два надувных жилых модуля. Первоначально речь шла о том, что отели будут полностью автономны, но следующий отельный модуль (запуск после 2012 года), скорее всего, соединят с МКС. От этого сам магнат только выиграет, ведь в таком случае заказчиком модуля станет НАСА, стремящаяся расширить объём американского сегмента станции. Собеседники «Голоса России» едины во мнении, что нашей космонавтике отели не нужны. Наплыва постояльцев в ближайшие годы не будет, а для суборбитальных полётов отели не пригодятся. Кстати, на более доступном суборбитальном направлении и возможен наплыв туристов.
Один примечательный момент – отсутствие среди первых туристов россиян. Хотя в России есть очень богатые люди. Один россиянин из Госдумы всё-таки появлялся, вспоминает Александр Воробьёв, собирался лететь в космос. Потом почему-то расхотел.
Источник: Голос России
Комментарии