Экспозиция посвящена 45-летию всемирно известного архитектурного музея-заповедника – одного из первых в России музеев под открытым небом, а также и 100-летию его основателя, знаменитого архитектора Александра Ополовникова (1911—1994)
По словам современников, символ строительной культуры России – известный Кижский архитектурный ансамбль – открыл миру именно Александр Ополовников. В течение 47 лет он занимался проблемой сохранения памятников деревянного зодчества, расположенных на заповедном острове в Онежском озере.
В пятидесятые годы прошлого века по проекту архитектора Ополовникова была проведена так называемая великая реставрация ансамбля Кижского погоста, которому был возвращен первоначальный облик. Тогда металлическая обшивка главок Преображенской церкви меняется на осиновый лемех, снимается тесовая обшивка сруба. По образцу старых лемехов, найденных под металлической кровлей, вырубается более 30 тысяч новых. Под руководством Александра Ополовникова были восстановлены еще 24 кижских памятника и десятки образцов бревенчатого строительства на русском Севере. Известный архитектор стал последним лауреатом Государственной премии СССР за серию книг по русскому деревянному зодчеству.
«В 70-е годы было издано много папиных книг, которые расходились буквально в одночасье, – говорит дочь архитектора Елена Ополовникова. – После его смерти остался огромный архив, на основании которого мы хотим создать Центр деревянного зодчества в Москве. С конца 90-х годов мы издаем монументальную серию «Древнерусское деревянное зодчество», которая экспонируется на этой выставке. В этом издании раскрывается сама суть древнерусского деревянного зодчества, являющегося корневой основой русской православной культуры. Ведь истинное искусство, так или иначе, всегда обожествляется».
На выставке «Век Ополовникова» представлена настоящая галерея портретов кижских плотников, проводивших реставрационные работы под руководством знаменитого архитектора. Здесь можно увидеть элементы декоративного убранства Преображенской церкви, подлинные архитектурные рисунки — первые эскизные планы экспозиции будущего музея под открытым небом, фрагменты металлической обшивки, снятой с главок Преображенской церкви, осиновые лемеха и кованые гвозди. Обмерные чертежи, проекты реставрации памятников знакомят посетителей с искусством архитектурной графики.
Это уже вторая выставка в музее за последние пять лет, посвященная Александру Ополовникову. Первая называлась «Имя для потомков». Но различие между ними не только в названии, считает один из авторов обеих выставок, старший научный сотрудник музея «Кижи» Борис Гущин.
«Разница в понимании роли Ополовникова в истории изучения русского деревянного зодчества, его реставрации, – говорит ученый. – Экспозиция не претерпела больших изменений, хотя оформление, безусловно, другое. К Александру Ополовникову в течение нескольких десятилетий предъявлялись претензии по поводу реставрации ряда памятников. Но как бы то ни было, какой бы реставрация ни была в будущем, 20-й век останется веком архитектора Ополовникова. Так как именно благодаря ему кижское чудо стало известно далеко за пределами Карелии и России. А сам музей под открытым небом отмечает свое 45-летие».
Музей-заповедник «Кижи» располагается на одноименном острове в 68 км от Петрозаводска, столице Карелии. Музей деревянной архитектуры под открытым небом включает в себя памятники Кижского погоста, внесенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО, а также крестьянские дома, хозяйственные постройки и самую древнюю деревянную церковь в России – церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря.
Источник: Голос России
Комментарии