Ремесло вышивальщиц, продолжая оставаться частью народной культуры, превратилось в искусство
От подлинных народных костюмов до изделий модных российских дизайнеров — диапазон выставки «Искусство вышивки в России», открывшаяся 4 февраля в Москве.
Валентин Юдашкин, Слава Зайцев, Дарья Разумихина и другие известные модельеры охотно используют разнообразные вышивки, декорируя платья и костюмы от кутюр. По словам куратора выставки Натальи Козловой, модельеров не останавливает то, что вышивка далеко не самый дешевый способ украшения одежды. Правда, они «призывают на помощь» современные технологии.
«Например, ведущий дизайнер Санкт-Петербурга Татьяна Парфенова, — рассказала куратор, — делает рисунки сначала на компьютере, а потом машина благодаря заложенной программе вышивает шелковой гладью. И это фантастические работы. Да, технологии теперь помогают, но от этого костюмы не стали менее прелестными. Это тоже продолжение традиции, главное, чтобы в этих вышивках была душа и красота«.
Действительно, неплохо сберечь хотя бы эту традицию, поскольку более древние, как считает директор Музея художественных тканей Московского текстильного университета Татьяна Игнатьева, уже давно канули в Лету.
«Вышивка появилась впервые, можно сказать, как знаковая система, — напомнила эксперт, — как система оберегов. Когда человек научился создавать ткань, волокна, пряжу, научился красить их. В III-XII веках, в коптской культуре. Потом вышивка уже пошла по Европе, попала в Италию, Испанию«.
В России самые древние фрагменты вышитых тканей, найденные археологами, датируются XI-XII веками. С тех пор вышивка, конечно, потеряла свою символическую сущность, однако в России к ней продолжали и продолжают относиться с любовью, утверждает куратор выставки Наталья Козлова:
«Это действительно искусство. Русские рукодельницы вышивали и бисером, и серебром, и золотом, вышивали шелковыми нитями и в технике гобелена. Можете себе представить: историк моды Александр Васильев показывает на выставке шкатулки, которые вышиты в XIX веке семенами…
В период революции 1917 года, когда многие аристократки оказались в эмиграции, за границей их спасло вышивание. Великая княгиня Мария Павловна, например, создала знаменитый Дом русской вышивки «Китмир» и заказы делала у них Шанель. Более ста мастериц из аристократических семей работали там«.
Так русская вышивка вошла в мировую моду. На выставке в Москве можно увидеть и восхититься, насколько разнообразна русская вышивка, как отличаются узоры и стежки, используемые мастерицами в разных регионах страны. Эксперт Татьяна Игнатьева обратила внимание, например, на то, как создавалось приданое для девушек:
«Прямые полотна расшивались самыми разными техниками в зависимости от региона и складывалась рулонами в сундучок. А когда девушка вырастала, ей нужно было ходить на смотрины, на вечеринки, показывать себя. Вот тут собирался костюм. Поднимались вышитые полотна, сшивались по тем размерам, которые нужны были«.
Современной девушке вряд ли понадобится такое приданое. А вот провести иногда тихий вечер с вышивкой в руках — совсем неплохо. Специалисты говорят, что в создании этого рукотворного чуда проявляется сущность человека.
Все фото — Российская академия художеств
Источник: Голос России
Комментарии