Картины знаменитых русских художников-авангардистов начала ХХ века – Малевича, Кандинского, Родченко – представлены на выставке, проходящей сейчас в столице Индонезии Джакарте (до 12 декабря). Публике одной из крупнейших стран Азиатско-Тихоокеанского региона предлагается по-новому осмыслить художественные идеи русских мастеров. Экспозиция называется «Авангард и архитектура сознания».
Рассмотреть русский авангард в новом ракурсе, с позиций XXI века, с точки зрения футурологии предлагает московский писатель и философ Сергей Жемайтис. Он – автор теории, утверждающей, что художники-авангардисты декларировали «рождение искусства нового сознания». Но лишь немногие из них понимали: своими произведениями они буквально предвидят будущее в сфере технологий. «Такие открытия, как телевидение, Интернет, теория относительности пространства и времени, мобильная связь, были предвосхищены этим искусством», — уверен Сергей Жемайтис, который выступил еще и автором выставки «Авангард и архитектура сознания»:
«Вот, например, кубизм – направление, всем известное. Я считаю, и это подтверждается рядом исследований, что сложение зрительного образа из кубиков — это отражение процессов в нашем бессознательном. Когда мы смотрим на предмет, он разлагается на миллионы кубиков, которые затем собираются в его образ. Безусловно, это современный пиксель, и это все работает в нашем сознании, в нашей голове. В то же время это процесс, который работает в телевидении, в компьютерах. Другие процессы, которые акцентировались художниками-авангардистами, — это, в частности, процессы кодирования информации».
«Со временем это стало основой компьютерных языков и, между прочим, основой генетики, которая тоже кодирует информацию. Представьте, что вы смотрите на электрическую лампочку и видите, предположим, ее желтый цвет или свет. Но это не свет и не цвет, это волновые процессы, их расшифровывает наш мозг. Когда Кандинский писал, что хочет «ввести в искусство не только цвет и свет, но также звук, пространство и время на основе кодирования», то предполагал, что в нашем сознании появится «машина» пространства, которая «раскодирует» пространства, и «машина» времени, которая создаст времена», — продолжает Сергей Жемайтис.
Сергей Жемайтис называет символом этого явления знаменитую картину «Черный квадрат» Казимира Малевича, создателя супрематизма в изобразительном искусстве. Художники, относящиеся к этому направлению, считает исследователь, создавали зрительный образ на своего рода супрематическом стапеле: из первичных супрематов-«пикселей» создавалась вся конструкция.
Сергей Жемайтис убежден в том, что футурологическая сущность русского авангарда, столь популярного в западных странах, понятна и на Востоке:
«Вся восточная культура, на самом деле, посвящена предсказаниям. Она создавала модели мира, начиная от буддизма, христианства, мусульманства, и по этим моделям мира, между прочим, человечество живет до сих пор. В западном обществе господствовали рационалистические предсказания, поскольку в мире рационализма не может быть таких предсказаний, которые дает религия. А вот русский авангард, на мой взгляд, – это знаменательный феномен, в котором искусство и философия заменяют религию как предсказателя. Это ведет к возникновению новых программ, новой синтетической философии, пытающейся примирить Бога и материю, рациональное и иррациональное».
Знакомство стран АТР с искусством русского авангарда, в частности, выставкой «Авангард и архитектура сознания», продолжится в столице Филиппин Маниле, куда экспозиция переедет в середине января 2011 года.
Источник: Голос России
Комментарии