Страна вовсю готовится к новогодним праздникам и каникулам. Знаете ли вы, сколько стоит дней на десять слетать в Таиланд с проживанием в непритязательном отеле? Более двухсот тысяч рублей. Воздеть руки и проклясть жадность турфирм и авиакомпаний не дает одна деталь – почти все туры уже раскуплены.
Почти не осталось мест и в другие уголки земного шара, хотя там цены столь же заоблачны. Может, жить скромней, и вместо тропиков отправиться на заснеженную турбазу? Но там ночь на скрипучей кровати и еда в стиле пионерлагеря 1980-х обойдутся не дешевле роскошного турецкого отеля – и опять-таки все занято.
Когда сталкиваешься с таким, возникает единственный вопрос – а был ли в России кризис? Мы, журналисты, воспитаны в лучших традициях российской интеллигенции. Мы всегда на стороне униженных и оскорбленных акакиев акакиевичей и катюш масловых. Мы тонны бумаги изводим в сочувствии народному горю и нищете. Каждый квартал мы срисовываем свежую статистику по «децильному коэффициенту» (отношение среднего дохода богатейших 10% населения и 10% беднейших) и пишем очередной слезный текст – бедные опять бедны!
Но разуйте уже глаза! Загляните вечером в любой ресторан или кафе – «на скамейке, где сидишь ты, нет свободных мест». В торгово-развлекательных центрах по выходным – пробка на подъезде и толкотня, как в трамвае. Еще очень трудно живет наша молодежь – на улице можно услышать разговор двух девушек, что такой-то их знакомый гордится машиной за миллион, но разве ж это круто, все на «Дискавери» ездят. При этом девушки явно не относятся к верхним слоям общества.
Попробуйте в выходной вызвать сантехника, обещая двойной гонорар – он вам спокойно ответит по телефону, что в выходные все ж таки отдыхает, а всех денег не заработаешь. Сразу видно, насколько нуждается человек, как по нему сильно ударил кризис. Ударил кризис и по охраннику в магазине, который безо всякого повода начинает вам хамить. Он лишь ухмыляется на ваши угрозы добиться его увольнения. Он знает, что уволить его супермаркету дороже – где они потом найдут замену; а вот он сам устроится где-нибудь уже через неделю. Вот такая у нас безработица.
Считать это всеобщее благоденствие атрибутом только больших городов тоже нельзя. Изрядная часть посетителей тех же торговых центров – из глубинки. Знакомые недавно завязли в грязи у депрессивной деревни. Полдня ходили, искали помощь, предлагая тысячу рублей за полчаса физической работы. Не нашли. Для наших депрессивных селян тысяча рублей – не деньги.
Пора понять, что страшная и безысходная бедность, о которой говорят на всех углах – миф. Выглядеть нищим приятно, тебя жалеют. Когда ты бедный, это – по российским понятиям – дает тебе моральное право на всё, что угодно: лениться, гадить в лифте и выбрасывать мусор из окна, воровать. Ты же на самом-то деле хороший, это тебя нищета заела и сломала. Тебя обидели, и ты вправе отомстить.
Именно в этом причина, почему мы живем так хреново – хотя и богато.
Источник: «Уральский рабочий«, Екатеринбург
Комментарии