В Ярославль вернулась мистическая икона

В Рыбинском музее-заповеднике открылась выставка «Иконы «романовских писем» на ярославской земле»

24 сентября в Рыбинском музее-заповеднике открылась выставка «Иконы «романовских писем» на ярославской земле. Тайны и открытия забытой традиции». Она приурочена к двум крупным юбилеям: 1000-летию Ярославля и 100-летию Рыбинского музея. В рамках проекта «Первый показ», осуществляемого музеем-юбиляром, на выставке будут впервые в России собраны воедино около 40 икон из музейных и частных собраний: Рыбинского музея-заповедника, Ярославского музея-заповедника и Ярославского художественного музея, частных собраний Москвы, Ярославля, Рыбинска, Тутаева.

Выставка посвящена незаслуженно забытой «младшей сестре» и преемнице ярославской иконописи – «романовской иконе».

Расцвет иконописания в ярославском городке Романово-Борисоглебске пришелся на рубеж XVIII-XIX cтолетий. Этим временем датируются почти все иконы на выставке. Они созданы талантливыми мастерами-старообрядцами, бережно хранившими древние навыки письма и передававшими по наследству коллекции еще дедовских прорисей с икон – контурных рисунков сюжетов. Будучи творческой кухней изографов и важным исследовательским материалом, прориси (ксерокопии с них) представлены на выставке. Феномен «романовской иконы» заключается в том, что среди засилья в церковном искусстве России этого периода европеизированных картин и отхода от канонов, романовским иконописцам удалось возродить достижения ярославских, костромских и царских мастеров XVII века, претворив их в узнаваемый стилевой сплав, сохранившийся до революции. Роль «романовской иконы» в русской иконописи Синодального периода столь же велика, как и роль знаменитых палехских писем.

Термин «романовские письма» имеет давнюю историю. Уже в 1920-е годы исследователи в описаниях музейной коллекции Ярославля выделяли эти письма как самостоятельные. Ценил письмо романовцев и приобретал его для своей коллекции, переданной в 1913 г. в Русский музей, выдающийся ученый Н.П. Лихачев. Однако по сей день в литературе проблема существования романовской традиции иконописания освещена скупо, ни одной специальной выставки или отдельного издания этим иконам никогда посвящено не было. Недостаток информации в научном обиходе привёл даже к своего рода мифологизации «романовских писем». Между тем, на настоящий момент известны 5 икон, подписанных ведущим романовским мастером Максимом Федоровичем Архиповским-Агаповым (1784-1845) и 1 икона Дмитрия Козлинского (ее можно видеть на выставке); в собрании Государственного Исторического музея хранится более 200 листов прорисей романовских иконников Архиповских, Расоловых, Ф. Калашникова, Д. Козлинского, И. Бучина.

Почти все иконы на выставке в Рыбинском музее не имеют ни подписей мастеров и авторских датировок, ни даже подчас свидетельств их написания в Романове-Борисоглебске. Но всех их объединяет стилевая близость к известным бесспорным эталонам.

Романовские иконы, в основном, предназначались для богатых заказчиков, знатоков и ценителей этого элитарно-рафинированного письма. Уровень его чрезвычайно высок и по сей день поражает самых искушенных знатоков иконописи. Характерны: виртуозность сугубо традиционного конструктивного рисунка, приверженность к четкой геометрии форм сияний и архитектуры, требующая безошибочной точности руки, отточенность всех приемов письма, доходящая даже до некоторой маньеристичности. Увлечение тонкой разделкой золотых тронов, сосудов и картушей «под гравюру», обилие цветных лаков, оторочка одежд мельчайшими белильными перлами придают драгоценность облику этих икон. Миниатюрность высококлассного письма при отсутствии дробности, теплота колорита с вариациями травянистой зелени, малиновых, нежно-розовых тонов с золотопробельным письмом по-барочному взвихренных складок, «процветшие» горки, полнокровная растительная орнаментика, придающие мажорное звучание образу – составляют «портретные» черты аристократической романовской традиции.

Первая выставка «романовских писем» во многом – научный эксперимент. Она призвана рассеять пелену забвения этой самобытной традиции, имеющей общероссийское значение. Тема вообще представляет большой научный и общекультурный интерес, выходящий за рамки регионального, так как речь идет о научном признании самостоятельного иконописного центра. Также проблемам изучения и атрибуции романовских икон предполагается посвятить секцию на юбилейной научной конференции «Золотаревских чтениях» в Рыбинске, в которой примут участие ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля. По выставке будет выпущен электронный каталог.

Источник: ЯРНОВОСТИ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *