В 1912 году на шхуне «Святая Анна» он отправился в Арктику, чтобы впервые пройти по Северному морскому пути под российским флагом. Судно было затерто льдами, и судьба его до сих пор неизвестна.
На большую землю удалось выбраться только двум членам экипажа, которые сохранили для науки материалы почти двухлетних гидрологических наблюдений в неизученных районах Крайнего Севера. Группа российских исследователей Арктики сейчас идет по маршруту той экспедиции.
Российские полярники пять лет готовились к этому походу, изучая немногие документы, имеющие отношение к судьбе «Святой Анны». В первую очередь это дневник одного из двух оставшихся в живых членов экипажа, штурмана Валериана Альбанова, который был опубликован в 1917 году и послужил основой для очень популярного в России романа писателя Вениамина Каверина — «Два капитана».
Благодаря этому дневнику известно, что 11 человек из команды «Святой Анны» покинули дрейфующую во льдах шхуну, чтобы пройти по берегу пешком. Полярники решили повторить их путь, чтобы выяснить, что же случилось с теми участниками этого пешего похода, которые пропали без вести.
Экспедиция стартовала 19 июля, и за первые две недели сделала несколько важных находок. Возможно, они позволят пролить свет на события почти столетней давности, говорит «Голосу России» представитель Русского географического общества Екатерина Попова:
«Я позволю себе процитировать дневник нашей экспедиции. «Очень осторожно, с явным недоверием, Арктика приоткрывает нам почти столетнюю тайну. Нам удалось найти останки человека, обрывки одежды и детали снаряжения. Мы считаем, что этот человек — из группы Альбанова, пропавший без вести 96 лет назад. Вместе с останками были обнаружены карманные часы, столовая ложка с инициалами П.С., самодельные очки из бутылочного стекла, останки снегоступов, патроны от винтовки, датированные 1910 — 1911 годом, кружка, нож и остатки ведра. Эти предметы упоминаются в дневках Альбанова. Находки позволяют нам предполагать, что они принадлежали Павлу Смиренникову, одному из четырех пропавших без вести членов экипажа».
Этот вывод подтверждает еще одна находка — странички из дневника, датированные 1913 годом. На них рассказывается о жизни на борту шхуны «Святая Анна». Кем были сделаны эти записи, определить пока не удалось.
Ждут своего часа и другие загадки экспедиции Брусилова. Почему команда разделилась, одна ее часть решила идти вместе со штурманом Альбановым по берегу пешком, а вторая — осталась на дрейфующем во льдах судне? По одной из версий, причиной стала ссора между капитаном и штурманом из-за единственной женщины на борту — медсестры Ерминии Жданко.
Судьба шхуны и оставшихся на ней членов экспедиции также неизвестна. Неоднократно высказывались предположения, что она не погибла во льдах, а вышла на свободную воду в 1915 году, где была торпедирована немецкой подлодкой.
Домыслов и предположений, связанных с историей «Святой Анны», немало, и все из-за недостатка информации о том, что происходило на ее борту. Участники нынешней российской экспедиции надеются хотя бы частично заполнить этот пробел. Параллельно им уже удалось найти следы английской экспедиции 1895 года и норвежской — 1930-х годов.
Источник: Голос России
Комментарии