Москва еще 25 лет назад дала понять Западу, что хочет безъядерного мира. Запад ее не услышал

29 июля исполнилось 25 лет со дня введения в СССР моратория на ядерные испытания. В специальном заявлении политбюро ЦК КПСС отмечалось, что «принято решение прекратить в одностороннем порядке любые ядерные взрывы, начиная с 6 августа. Наш мораторий объявляется до 1 января 1986 года. Он будет, однако, действовать и дальше, если США со своей стороны будут воздерживаться от проведения ядерных взрывов».

Инициатива Москвы получила широкую поддержку западной общественности и Организацией Объединенных Наций. Однако официальная позиция Вашингтона свелась к тому, что ответный мораторий не отвечает государственным интересам США. Администрация Рейгана тогда дала понять, что догадывается об истинных целях советского руководства: СССР вводит мораторий после завершения очередной серии собственных испытаний и до того, как подобная серия проведена США. То есть Москва хочет достичь превосходства в области модернизации ядерных вооружений.

Однако в Вашингтоне ошиблись. Горбачев действительно хотел избавить мир от ядерного оружия. В частности, в феврале 1987 года на международном форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества» Горбачев призвал представителей свыше 80 стран «очеловечить» международные отношения, соединить нравственность и политику, заменить древний принцип «хочешь мира — готовься к войне» современным «хочешь мира — борись за мир». Этой цели были подчинены и советско-американские встречи на высшем уровне. Они были возобновлены в ноябре 1985 года и стали традиционными.

Встречи и переговоры Горбачева с президентами США Рейганом и Бушем-старшим способствовали уничтожению образа врага, налаживанию всесторонних отношений между двумя государствами и привели к подписанию договора по ракетам средней и малой дальности. Таким образом был сделан важный шаг к подписанию договора о нераспространение ядерного оружия, отмечает «Голосу России» заместитель директора центра политических исследований Антон Хлопков:

«Сегодня важным направлением в укреплении режима нераспространения ядерного оружия является присоединение к договору о нераспространении ядерного оружия тех стран, кто еще этого не сделал. И одним из важных элементов в этой связи является скорейшая ратификация конгрессом США договора, поскольку США были первым государством, кто этот договор подписал в 1996 году».

«Однако, как известно, до сих пор его не ратифицировали. И я надеюсь, что в начале будущего года этот документ вновь окажется на рассмотрении в Конгрессе США, и таким образом США закончат процедуру его ратификации и присоединятся к договору».

Когда стало очевидно, что американская сторона все-таки не откажется от испытаний, Горбачев под серьезным нажимом военных объявил о том, что срок действия моратория завершится после первого же в 1987 году ядерного взрыва США. В специальном заявлении советское правительство сделало оговорку о готовности в «любой день и месяц» возобновить его действие на основе взаимности. Увы, ее не последовало. Односторонний мораторий Москвы был аннулирован в апреле 1987 года. Вернулись к запрету на испытания ядерного оружия в СССР только спустя три года.

Источник: Голос России

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *