Шляпы и мы («Уральский рабочий», Екатеринбург)

Знаменитый бизнесмен сэр Ричард Бренсон привел однажды очень удачный пример. В годы, когда он начинал свою карьеру (то есть в конце 1960-х), ему попались производители головных уборов. Они смотрели на окружающий кавардак — технический прогресс, появление новых технологий и, следовательно, новых товаров — с олимпийским спокойствием. Они верили в свое будущее. Они говорили: мало ли что происходит вокруг, но люди всегда будут носить шляпы!

Поспорить с ними было трудно. За предшествовавшие несколько столетий вся человеческая жизнь сверху донизу изменилась на несколько раз — но шляпы оставались не просто распространенным, а даже обязательным головным убором. Но обычай их носить рухнул в Британии буквально за несколько лет. А ведь «ничто не предвещало». Такая уж жизнь пошла — вековые устои, кажущиеся незыблемыми, рушатся за считанные годы.

На словах признавая все это, мы нет-нет да и срываемся. Опять говорим: «Ну, люди всегда будут…»

Например — люди всегда будут заправлять свои машины бензином. И топить дома природным газом. Необходимость ездить, согреться в зимнюю стужу — это ведь вам не шляпы. Это как хлеб — это сама жизнь. Раз нефти и газа становится все меньше — люди будут платить за них все больше, вот и вся недолга.

И буровые вышки шагают все дальше в море. А газовики забираются в такие места, где «и комары не летают, потому что кусать тут некого».

Но чем выше цена, тем больше желание «поискать другой вариант». Возможности есть — в мире современных технологий нет ничего неизменного (и, похоже, невозможного тоже нет).

Как выясняется, на природном газе, который остался только где-то в «пампасах», свет клином не сошелся. В прошлом году Россия утратила лидерство в добыче газа. На первом месте оказались США, стремительно увеличивающие добычу сланцевого газа — знали о нем давно, коммерчески выгодной его добычу сделали лишь современные технологии (и запредельные цены на природный газ). Он есть и в Европе, так что еще и немного — и, к примеру, Польша сможет обойтись без российских поставок.

Более того, реальностью становится сеть ветряных и солнечных электростанций в Северной Африке, вообще делающая углеводороды «неактуальными». Цены в 120 долларов за бочку нефти заставили людей пересаживаться на мотороллеры и электропоезда. Катастрофа в Мексиканском заливе может подстегнуть этот процесс, взорвав массовое сознание. Мир без нефти становится вполне реальной перспективой. На это указывает то, что упомянутая авария и возможность запрета во многих странах добычи на шельфе практически никак не повлияли на нефтецены. Биржевые аналитики понимают, что потребление ее отныне будет падать даже при растущей экономике.

То есть раньше мы с тревогой спрашивали себя, что мы как страна будем делать после 2050 года, когда нефть и газ кончатся. Похоже, роковой рубеж приближается, и очень стремительно.

Мы со своей верой в «шляпы» рискуем сами оказаться шляпами.

Источник: Голос России

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *