Голос России: Вскоре операция НАТО в Афганистане сравнится по своей продолжительности с советским пребыванием в этой стране. Однако боевые действия, которые мы вели двадцать лет назад, фундаментально отличаются от нынешних.
Если мы сражались с отцами сегодняшних боевиков движения «Талибан» лицом к лицу, то западные армии предпочитают воевать с воздуха. Это позволяет им сохранять жизни солдат, но не оберегает от трагических ошибок, в результате которых гибнут и получают ранения мирные жители.
Изменились не только характер и средства войны; весь мир стал иным. Поэтому неправильно сравнивать две эти операции по числу жертв, материальному и моральному ущербу. Важнее понять политические последствия для НАТО, безопасности Запада и будущего Центральной Азии. В этом смысле продолжение операции НАТО является абсолютно необходимым.
В последнее время в Европе часто звучат призывы к скорейшему свертыванию присутствия Международных сил содействия безопасности в Афганистане. Аргументы, подкрепляющие такие призывы, являются, по сути, пацифистскими и безответственными.
Национальный эгоизм миролюбивых европейцев можно понять. Из Афганистана постоянно поступают плохие новости — о боевых потерях, скандальных инцидентах с участием солдат НАТО, террористической деятельности и страданиях мирных жителей.
Плохие новости не нравятся никому — особенно, если они поступают из тех провинций, где размещены военные вашей страны. Афганская проблема вызывает у общественности растущее раздражение, усталость и непонимание. Более того, состояние их войск в афганском болоте подтачивает имидж НАТО как «самого успешного альянса в мире».
Возникает логичный вопрос: «Зачем нам принимать участие во всем этом?» Главная сила НАТО — Соединенные Штаты — считает миссию в Афганистане жизненно важной, но в альянсе состоят еще 27 государств-членов, некоторые из которых присоединились к операции по причинам, не имеющим никакого отношения к демонстрации героизма в далеких войнах.
Именно поэтому операция МССБ является моментом истины для НАТО. Если альянс не выполнит свою задачу, то это подорвет взаимные обязательства 28 государств-членов, и альянс потеряет свое моральное и разумное основание.
Мы слишком хорошо знаем, что происходит с союзами, которые становятся бессмысленными. Война в Афганистане была одним из главных факторов распада Советского Союза.
Официальные лица Брюсселя и Вашингтона, размышляющие о стратегии скорейшего завершении миссии МССБ, разрабатывают хитроумный план самоубийства. Вывод войск без победы может вызвать политический коллапс западных структур безопасности.
Это тревожит Россию гораздо меньше, чем последствия для самого региона. Вывод советских войск из Афганистана в 1989 году не был позорным бегством под улюлюканье моджахедов. Советская Армия вступила в страну, выполнила свои задачи — в отличие от американцев во Вьетнаме — и вернулась на родину.
Фактически, мы были первыми, кто защищал западную цивилизацию от атак мусульманских фанатиков. Никто нас не поблагодарил. Наоборот, все препятствовали нашим действиям: Соединенные Штаты, НАТО, Иран, Пакистан, даже Китай. После вывода Советской Армии правительство Наджибуллы, которое мы оставили в Кабуле, продержалось у власти три года.
Да, советские войска совершили в Афганистане серьезные ошибки. У нас не было учителей.
Как долго продержалось бы сегодня афганское правительство, если бы ему пришлось в одиночку противостоять талибам? Если НАТО выйдет из Афганистана, сделав вид, что поставленные задачи достигнуты, то эту страну и ее соседей ждет хаос. Вывод войск даст огромный стимул исламским боевикам, дестабилизирует республики Центральной Азии и создаст потоки беженцев, многие из которых направятся в Европу и Россию.
Он также приведет к значительному увеличению объема незаконной наркоторговли. В 2008 году производство опиума в Афганистане достигло 7700 тонн — в сорок с лишним раз больше, чем в 2001 году, когда туда прибыли международные силы. Даже если присутствие МССБ не смогло предотвратить взрывообразный рост наркоторговли под прикрытием талибов, нетрудно понять, к чему может привести вывод войск НАТО. Советуем тем на Западе, кто считает гробы солдат НАТО, доставляемые из Афганистана, не забывать учитывать гробы американцев и европейцев, убитых героином талибов в их собственных странах.
Одна лишь ликвидация Усамы бен Ладена не гарантирует «успешного завершения» операции в Афганистане. Минимум, которого мы требуем от НАТО, — это создание в стране стабильного политического режима и недопущение талибанизации всего региона.
Такова позиция России. Мы готовы помогать НАТО в осуществлении мандата Совета Безопасности ООН в Афганистане. Мы крайне неудовлетворены капитулянтскими настроениями в штаб-квартире НАТО, независимо от того, скрываются ли они под лозунгами «гуманистического пацифизма» или прагматизма.
Мы настаиваем на том, что войска НАТО должны остаться в Афганистане вплоть до возникновения условий, необходимых для создания стабильного политического режима, способного самостоятельно сдерживать радикальные силы и контролировать страну. Именно поэтому мы помогаем НАТО, обеспечивая транзит грузов и обучая личный состав афганских сил безопасности, включая сотрудников подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Тем не менее, наше сотрудничество с НАТО является существенно ограниченным, так как мы не направляем в Афганистан свои войска. Мы там уже были, и это нам не понравилось. Однако на случай фиаско НАТО мы обучаем силы быстрого реагирования ОДКБ — оперативное соединение элитных частей вооруженных сил России и наших союзников в Центральной Азии.
Между тем, НАТО должна заняться изучением нашей войны в Афганистане, в ходе которой Советскому Союзу удалось на целых десять лет сдержать натиск исламских фундаменталистов.
Борис Громов, губернатор Московской области, командовал 40-й советской армией в Афганистане. Дмитрий Рогозин — постоянный представитель России при НАТО.
Комментарии