Российским НПО нужно повышать международную активность

Прошло первое заседание Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии. Первое заседание Совета открывал министр иностранных дел РФ Сергей Викторович Лавров.

Лавров: …в целом создание Совета будет, мы надеемся, способствовать более активному вовлечению Общественной палаты к усилиям по раскрытию колоссального, без преувеличения, потенциала гражданского общества на внешнеполитическом направлении.

Сегодня, когда роль институтов гражданского общества стремительно возрастает, такая работа на международной арене особенно востребована. В России внешняя политика, насколько можно судить по опросам, является предметом широкого общественного консенсуса. И есть все основания полагать, что механизмы публичной дипломатии будут всесторонне дополнять внешнеполитическую деятельность органов исполнительной и законодательной власти и оказывать возрастающее влияние на формирование международной повестки дня. Представители гражданского общества западных и не только западных государств, наших партнеров, активно влияют на формирование такой повестки. Уверен, что российское гражданское общество может внести свой весомый и конструктивный вклад в эту задачу.

Могу отметить, что пока плотность присутствия наших неправительственных организаций на международной арене по разным причинам не соответствует той роли, которую Россия играет как одно из ведущих государств мира, и мы очень рассчитываем, что создание и последующая работа Совета будет способствовать заполнению пробелов в этой сфере. Тут много факторов, в том числе и финансовые, конечно, и мы их стараемся учитывать в нашей работе, решаем возникающие проблемы.

Седьмого мая был подписан указ президента Российской Федерации Владимира Путина «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации». Указ подтверждает преемственность нашей линии в международных делах. В основе этой линии и впредь будут лежать ключевые принципы прагматизма, открытости, многовекторности, последовательности, но без сползания к конфронтации продвижения национальных интересов. Эти принципы в полной мере доказали свою эффективность за прошедшие 12 лет и, по существу, приобрели универсальный характер. Именно 12 лет назад они впервые были закреплены в концепции внешней политики 2000 года.

В указе подтверждена сосредоточенность внешней политики России на создании благоприятных внешних условий для долгосрочного развития страны, модернизации ее экономики, улучшения всех сторон жизни наших граждан. И мы будем добиваться укрепления позиций России как равноправного партнера на мировых рынках, утверждения в международных отношениях верховенства права, активизации коллективных усилий по противодействию глобальным вызовам, угрозам и в целом решению международных проблем.

При этом мы в полной мере осознаем, что нам важно глубже понимать происходящие в мире стремительные перемены, анализировать риски и возможности для России на этом переломном историческом этапе, стараться правильно определить направление, которое примет непростой и неоднозначный процесс формирования полицентричной международной системы.

Процесс этот объективный. Но, естественно, он развивается не линейно, а под воздействием очень многих факторов. И все это предстоит учесть в новой редакции концепции внешней политики Российской Федерации, проект которой Министерсву иностранных дел поручено подготовить в соответствии с указом президента от 7 мая.

Разумеется, как и прежде, мы будем учитывать в нашей аналитической работе мнения и оценки не только других федеральных органов исполнительной власти, но и академических, экспертных кругов, институтов гражданского общества, включая Общественную палату и созданный недавно Совет.

Перед Министерсвом иностранных дел и другими федеральными органами исполнительной власти в указе поставлены крупные задачи по обеспечению национальных интересов России. Среди них особо выделены эффективное использование ресурсов публичной дипломатии, вовлечение гражданского общества во внешнеполитический процесс, укрепление взаимодействия с Общественной палатой и неправительственными организациями внешнеполитической направленности, содействие и расширение их участия в международном гуманитарном сотрудничестве.

О путях реализации этих задач мы говорили три дня назад на заседании коллегии Министерства иностранных дел, которое было посвящено выработке мер по выполнению указа президента. Участники обсуждения на коллегии были едины в том, что укрепление связей со структурами гражданского общества — одно из важнейших направлений повышения результативности всей нашей внешнеполитической деятельности. Мы рассчитываем, что Общественный совет активно подключится к той работе, которую МИД ведет с неправительственными организациями международного профиля.

На протяжении последних 8 лет ежегодно проходят встречи министра с представителями ведущих отечественных организаций. Два месяца назад состоялась уже девятая такая встреча. В течение года налажено тесное регулярное взаимодействие с НПО по линии профильных департаментов. В декабре прошлого года состоялся круглый стол с активом Общественной палаты во главе с Евгением Павловичем Велиховым, в котором многие из присутствующих, как я вижу, приняли участие.

Набирает обороты работа Фонда поддержки публичной дипломатии имени Горчакова. Руководитель фонда — Леонид Вадимович Драчевский. Набирает обороты и деятельность Российского совета по международным делам. Обе эти структуры являются механизмами государственно-общественного партнерства в области внешней политики. И совсем недавно создан и уже приступил к работе Фонд поддержки и защиты прав соотечественников. В стадии становления Российский союз обществ дружбы.

Мы всецело поддерживаем усилия отечественных НПО на международной арене, которые направлены на продвижение интересов страны и ее граждан. Безусловный приоритет отводим евразийскому пространству, в целом пространству Содружества Независимых Государств. Происходящие там масштабные интеграционные процессы рассматриваем как ключевое направление нашей внешней политики.

Актуальность темы сегодняшнего заседания, которое посвящено евразийской интеграции и вкладу институтов гражданского общества в этот процесс, очевидна. Изменения, которые произошли на пространстве СНГ за последние годы, носят прорывной характер, это можно сказать без преувеличения. Полноценное начало работы с июня 2011 года Таможенного союза, запуск Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана, взятый курс на создание к 2015 году Евразийского союза, учреждение Евразийской экономической комиссии в качестве наднационального органа — это все отражение объективных реалий современного мира, где растет роль региональных объединений, которые призваны стать интеграционными кирпичиками устойчивой глобальной экономики.

Большое значение мы придаем скорейшему вступлению в силу подписанного в прошлом году в рамках СНГ нового договора о зоне свободной торговли, который рассматриваем как эффективный инструмент активизации торгово-экономического сотрудничества на всем пространстве Содружества. Евразийская интеграция осуществляется прежде всего в интересах наших народов, граждан наших государств. Поэтому вклад общественности в продвижение процессов взаимного сближения наших стран весьма востребован.

Формы здесь могут быть самые разнообразные. Это и инициативы, с которыми гражданское общество выступает. И я разделяю мнение Сергея Александровича Орджоникидзе о необходимости существенно либерализовать порядок предоставления гражданства тем, кто родился в Советском Союзе. Это могут быть и самостоятельные мероприятия общественных организаций и подключение встреч, которые организуются по линии исполнительной и законодательной ветвей власти.

В качестве примера упомяну прошедшую 17-18 мая сессию Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС, где речь шла о проведении форумов на тему евразийской интеграции с широким общественным участием. В конце июня в Казани в рамках евразийского диалога под эгидой парламентского Европейского клуба состоится международная конференция «Евразийский союз — амбиции, проблемы, перспективы». Конференция открыта для участия общественности. Поэтому привлекаю внимание и к этой возможности продвигать идеи нашего гражданского общества по проблематике евразийской интеграции.

Особое внимание мы предлагаем уделять мероприятиям, которые проходят у наших соседей по Содружеству Независимых Государств. Пока статистика такова, что наши представители российских НПО гораздо легче решают вопросы поездок на мероприятия в Европе, нежели на мероприятия, которые общественные организации проводят, скажем, в Минске или Астане. Здесь, повторяю, есть объективные финансовые аспекты. Но мы стараемся по линии государства их решать, в том числе и через Фонд Горчакова. И рассчитываем, что с созданием Общественного совета, с учетом того, что тема евразийской интеграции была выбрана в качестве приоритетной для первого заседания, этот пробел тоже будет преодолен, и наше присутствие на мероприятиях, проводимых соседними странами, особенно членами Таможенного союза и в целом странами СНГ, будет активным и максимально заметным.

Подтвержу в заключение, что мы всегда открыты для сотрудничества, готовы и впредь поддерживать Общественный совет, Общественную палату в целом, оказывать необходимую помощь в реализации полезных инициатив, которые выдвигаются из недр публичной дипломатии.

В указе от 7 мая, о котором я говорил, помимо задач, на каждом из основных направлений внешней политики России содержится поручение — проработать меры по укреплению ресурсной и кадровой базы Министерства иностранных дел, Россотрудничества, Министерства экономического развития. В этом мы видим последовательную линию президента, который в своей статье «Россия и меняющийся мир» откровенно сказал, что на цели нашего присутствия в международном гуманитарном сотрудничестве нам необходимо тратить в разы больше, чем мы делаем это сейчас. Так что такие предложения мы будем формулировать и надеемся, что в этом гражданское общество тоже нас поддержит.

По материалам Голос России