“The Globe and Mail”, Канада: Пришло время решать наши арктические разногласия

Если Норвегия и Россия смогли достигнуть соглашения, то нет никаких причин, по которым Канада не может уладить свои территориальные споры.

Министр обороны Питер Маккей только что возвратился из Нунавута (Nunavut – самая крупная федеральная территория в составе Канады, занимает большую часть Канадского Арктического архипелага — прим. переводчика), где он торжественно праздновал способность Канады послать солдат на снегоходах через арктические льды.

С другой стороны Северного Ледовитого океана норвежский министр иностранных дел Йонас Гар Стёре был занят более серьёзным делом: подписанием соглашения с Россией, соглашения, которое улаживает самый значительный пограничный спор в Арктике.

Осло и Москва ранее оспаривали 176 000 квадратных километров Баренцева моря, мелководную часть Северного Ледовитого океана, богатую рыбными запасами и месторождениями нефти и газа.

Норвегия настаивала, что граница должна проходить по середине, на равном расстоянии от береговой линии обеих стран. Россия утверждала, что интересы безопасности и значительное арктическое население делают справедливым проведение границы по прямой линии на север от конечной точки границы на земле.

Эти две страны теперь согласились на компромисс, разделив спорное морское дно пополам. Предвидя, что некоторые месторождения углеводородов могут находиться на самой границе, они обещают совместно разрабатывать такие месторождения везде, где они будут найдены. Они также согласились продолжить свою многолетнюю практику совместного управления рыболовством в этом районе, согласно возможностям и квотам на вылов рыбы с обеих сторон.

Трудно переоценить важность этого соглашения. В течение многих десятилетий Норвегия и Россия находились на противоположных полюсах холодной войны. Большинство ядерных ракетных субмарин России базируется в Мурманске, незамерзающем порту на Баренцевом море. Норвегия — давнишний член НАТО, обладает современным флотом и авиацией.

Некоторые русские утверждали, что их страна должна занять жёсткую позицию в отстаивании своих северных интересов. Артур Чилингаров, известный исследователь и заместитель спикера Думы, в 2007 году предъявил претензии Москвы на Арктику, когда он установил титановый российский флаг на Северном полюсе. Питер Маккей, в то время — министр иностранных дел Канады, ответил тогда: «Слушайте, это же не XV-й век. Вы не можете придти, воткнуть флаг и сказать «Это наша территория». Наши претензии на нашу Арктику очень хорошо обоснованы».

Европейский парламент пошёл ещё дальше, призывая заключить новое соглашение, скопированное с Антарктического Соглашения 1959 года, и, таким образом, бросая вызов правам прибрежных государств Северного Ледовитого океана, которые они имеют согласно Конвенции ООН по морскому праву.

К счастью, холодный рассудок возобладал. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров отверг обвинения в претензиях, одобренных Кремлём. И Европейский союз выпустил документ об арктической политике, в этом документе признаётся верховенство положений Морской Конвенции ООН для Арктики, которая, в отличие от Антарктики, является морской областью.

Только в прошлом месяце госсекретарь США Хиллари Клинтон заявляла о необходимости сотрудничества арктических стран. «Нам нужны все руки на палубе», – подчеркнула она, — «потому что надо сделать очень много, а времени для этого мало. Таяние морских льдов, ледников и вечной мерзлоты затронет людей и экосистемы во всём мире, и понять, как к этим изменениям можно приспособиться, это задача, которая требует международного сотрудничества».

После исторического соглашения в понедельник, в Арктике осталось немного разногласий. Практически есть только один территориальный спор — между Канадой и Данией по острову Ханса (Hans Island) площадью 1.3 кв. км и один спор о морских границах в море Бофорта, где Канада и США претендуют на 21 436 кв. км морского дна. Но обе стороны являются крупнейшими торговыми партнёрами друг друга, объединены, согласно североамериканскому соглашению о свободной торговле, в общий энергетический рынок, и спор близок к тому, чтобы быть разрешённым.

То же самое верно и для спора между Оттавой и Вашингтоном по Северо-Западному проходу. С 1988 года эти две страны просто согласились отложить разногласия. Вместо того, чтобы волноваться о том, является ли водный путь внутренним или международным, они сотрудничают по всем практическим делам, от поиска и спасения до наблюдения и обслуживания.

В какой-то момент таяние морского льда и рост грузоперевозок потребуют нового соглашения, а коллективная безопасность и проблемы защиты окружающей среды позволят его достигнуть. Если Норвегия смогла договориться о взаимовыгодном соглашении с Россией после десятилетий разногласий, то нет никакой причины для других арктических споров оставаться нерешёнными.

Пришло время слезть со своего снегохода, сесть за стол переговоров с нашими соседями и начать решать проблемы.

Источник: Мировая политика и ресурсы

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *