Новодевичий монастырь, занесенный в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, одна из главных достопримечательностей Москвы и едва ли не самый посещаемый туристический объект.

Голос России: «В Новодевичьем монастыре сохранится музейная жизнь», — заверили в Московской патриархии после того, как стало известно о передаче древнего московского монастыря в полное ведение РПЦ

«В Новодевичьем монастыре сохранится музейная жизнь», — заверили в Московской патриархии после того, как стало известно о передаче древнего московского монастыря в полное ведение Русской православной церкви. Принятое на уровне главы правительства России решение будет исполнено в течение 2010 года, когда располагающийся в монастыре филиал Государственного исторического музея переедет в новые помещения.

Первым откликом музейщиков стало их предложение Русской православной церкви о сотрудничестве. И тому есть вполне понятные причины. Во-первых, красивейший Новодевичий монастырь, занесенный в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО,  одна из главных достопримечательностей Москвы и едва ли не самый посещаемый туристический объект. А потому не следует закрывать в него свободный доступ, равно как и отказываться от услуг профессионалов, которые могут грамотно представить этот памятник культуры и истории России многочисленным посетителям. Во-вторых, и это главное, в Новодевичьем монастыре с 1994 года мирно сосуществуют музей и женская обитель, а еще раньше, в 1964 году, здесь расположилась митрополичья резиденция, что не мешает музею, и чему музей, разумеется, также не помеха.

«Решение о передаче монастыря во владение Церкви должно иметь взаимополезные последствия, — сказала директор филиала Марина Шведова в интервью «Голосу России». — Сотрудничество между Русской православной церковью в лице Новодевичьего монастыря и музея, который расположен на его территории, осуществляется достаточно давно. Формы этого общения состояли, в основном, из общих проектов — например, выставок, передач церкви отдельных архитектурных объектов внутри монастыря. Что же касается будущего, то, с одной стороны, я представляю его как продолжение этой совместно наработанной практики. С другой стороны — ожидаю притока новых научных сил и, может быть, какого-то нового взгляда на историю Новодевичьего монастыря, потому что думаю, что вес профессионального сообщества русских историков будет не убывать, а нарастать. Это необходимо, в частности, в связи с тем, что в 2024 году будет отмечаться  500-летие обители — дата, как мы все понимаем, совершенно особенная. Я надеюсь, что нам удастся совместно работать над проектом предстоящих юбилейных торжеств».

«Мне кажется, — сказала в заключение Марина Шведова, — что для каждого отдельного сочетания — «музей и православная обитель», «музей и православный собор» и так далее — будут вырабатываться отдельные формы взаимоотношения и какая-то «индивидуальная перспектива»».

Передача Новодевичьего монастыря Русской православной церкви — еще одно звено в цепи сотрудничества государства и Церкви в России. Таких акций сегодня насчитывается огромное множество, начиная с 1980-х годов, когда первым, из закрытых в советское время монастырей,  Церкви был возвращен московский Свято-Данилов монастырь, ставший резиденцией Святейшего патриарха. Есть и примеры гармоничного сосуществования монастырей и музеев: так в Спасо-Андрониковом монастыре, также московском, действует Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, при этом  в главном монастырском соборе ведутся богослужения. Так что  Новодевичий монастырь здесь не одинок. 

Сегодня  его «музейная составляющая» готовится к переезду. В одном из районов Москвы Государственному историческому музею предоставляется ряд зданий для размещения фондов, в том числе из Новодевичьего монастыря. Однако есть то, что невозможно «забрать с собой», но что требует продолжения кропотливого музейного изучения — например, богатейшие фрески и иконостас монастырского Смоленского собора. Так что музейщики очень рассчитывают, что Русская православная церковь будет поддерживать в монастыре культурно-просветительскую деятельность. Об этом директор Государственного исторического музея Александр Шкурко сказал так: «При желании и церковные организации могут заниматься этой деятельностью. Но есть чисто историческая часть монастырского ансамбля, которая несет в себе не только архитектурную и художественную ценность, но и связь со многими событиями государственной жизни России XVI — XVII веков. И в этом смысле сотрудники нашего музея более профессионально могут представить этот исторический период и его культурные достижения».

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *